Зеленым отмечены синонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены синонимы, отсутствующие в словаре.
Зеленым отмечены антонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены антонимы, отсутствующие в словаре.
С этой целью Бог повелел Ною построить Ковчег и взять туда членов своей семьи и по паре животных каждого вида (согласно Быт.7:2, «чистых» животных надо было взять по семи пар, чтобы имелся запас для жертвоприношений).
Источник: Ной
По окончании потопа ковчег прибило к горам Арарата (Быт.8:4), где Ной принёс жертвы Богу, и Бог благословил его и его потомство, заключив с ним Завет (Быт.9:1–17).
Источник: Ной
Бог заблаговременно сообщил Ною о своём решении истребить всё живое на земле, и дал точные указания, как построить Ковчег — судно из дерева гофер (возможно, кипарис), способное пережить готовящийся потоп — и снарядить его для длительного плавания.
Источник: Ной
Когда приготовления были окончены, Бог повелел Ною взять с собой в ковчег по паре от каждого вида животных и птиц, а «чистых» (то есть пригодных для принесения в жертву) — по семи пар, «чтобы сохранить племя для всей земли» (Быт.7:3).
Источник: Ной
Вместе с Ноем в ковчег вошли также его семья: жена и трое сыновей с жёнами.
Источник: Ной
Наводнение длилось 40 дней и ночей, после чего воды подняли ковчег и он поплыл (Быт.7:17,18).
Источник: Ной
Вода стояла так высоко, что плававший на её поверхности ковчег был выше горных пиков.
Источник: Ной
Только спустя 150 дней вода стала убывать, и вскоре, на 17 день седьмого месяца, ковчег остановился, опустившись на скалы Араратских гор (5000 метров над уровнем моря).
Источник: Ной
Выйдя из ковчега у горы Арарат (Быт.8:4), Ной взял «из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике» (Быт.8:20) в благодарность за своё избавление.
Источник: Ной
Согласно Библии, выйдя из ковчега, Ной занялся возделыванием земли, насадил виноградник и изобрёл искусство приготовления вина (Быт.9:20).
Источник: Ной
« …как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого
Источник: Ной
Апостол Пётр называет Ноя проповедником правды и в его спасении от потопа в ковчеге видит указание на возможность духовного спасения через крещение (2Петр.2:5).
Источник: Ной
Нух вместе с верующими в Аллаха и многими животными был спасён в ковчеге, сколоченном из досок гвоздями.
Источник: Ной
Его возраст, подобно другим допотопным патриархам, исчисляется сотнями лет: ко времени начала строительства Ковчега Ною было 500 лет и у Ноя уже было три сына, к началу потопа — 600, всех же лет жизни Ноя было 950 лет.
Источник: Ной
Отмечается, что его пальцы были приспособленны для быстрой физической работы, что помогло ему в плотницком труде над ковчегом.
Источник: Ной
Любовь Ноя к людям, согласно традиции, выражалась и в том, что он призывал их к раскаянию и откладывал строительство ковчега, пока не выросли посаженные им для постройки ковчега деревья, в надежде, что люди тем временем сойдут с пути греха.
Источник: Ной
Любовь Ноя к людям, согласно традиции, выражалась и в том, что он призывал их к раскаянию и откладывал строительство ковчега, пока не выросли посаженные им для постройки ковчега деревья, в надежде, что люди тем временем сойдут с пути греха.
Источник: Ной
«Святой, благословен Он, решил привести на землю потоп и велел мне сделать ковчег, чтобы спаслись я и мой дом».
Источник: Ной
Согласно мидрашам, как надо строить ковчег, его научила одна священная книга, которую некогда дал Адаму ангел Разиил и которая содержала в себе всё знание человеческое и божественное.
Источник: Ной
В ковчеге она заменяла Ною часы, чтобы отличать день от ночи, потому что, пока длился потоп, солнце и луна были скрыты тучами.
Источник: Ной
Другой мидраш рассказывает о том, что в ковчеге у Ноя был драгоценный камень, который освещал всю внутреннюю часть ковчега.
Источник: Ной
Другой мидраш рассказывает о том, что в ковчеге у Ноя был драгоценный камень, который освещал всю внутреннюю часть ковчега.
Источник: Ной
Одно легендарное создание, носившее название «Реем», оказалось столь громадных размеров, что для него не нашлось места в ковчеге, а потому оно было привязано Ноем к ковчегу снаружи.
Источник: Ной
Одно легендарное создание, носившее название «Реем», оказалось столь громадных размеров, что для него не нашлось места в ковчеге, а потому оно было привязано Ноем к ковчегу снаружи.
Источник: Ной
Аггада рассказывает, что одна странная пара, Ложь и Злосчастье, также нашла себе убежище в ковчеге.
Источник: Ной
Сначала Ложь подошла одна к ковчегу, но её не впустили внутрь на том основании, что вход туда допускался только для супружеских пар.
Источник: Ной
Праведность Ноя в полной мере проявилась во время потопа, когда он должен был заботиться о животных в ковчеге.
Источник: Ной
Все двенадцать месяцев, проведённых в ковчеге, не смежал Ной веки, ни сам он, ни сыновья его, ни днём и ни ночью.
Источник: Ной
В Книге Зогар рассказывается, что Ной, выйдя из ковчега на сушу, заплакал при виде всеобщего опустошения, причинённого потопом и воскликнул:
Источник: Ной
<…> Почему ты смолчал, когда Я говорил, что будет Потоп, и велел тебе строить ковчег?
Источник: Ной
Ряд армянских преданий связывают с Араратом и Араратской долиной, помимо выхода из ковчега, также повествование о посадке Ноем виноградника, его опьянении и первом жертвоприношении.
Источник: Ной
В сирийском апокрифическом сочинении «Пещера сокровищ» (VII век) рассказывается, что Ной взял в ковчег останки первого человека — Адама, чтобы спасти их от потопа.
Источник: Ной
Из другого рассказа можно почерпнуть некоторые интересные сведения о внутреннем устройстве ковчега.
Источник: Ной
Патриарх и сыновья его заняли восточную часть ковчега, а жена Ноя и жёны его сыновей — западную часть; между теми и другими в виде барьера лежало мёртвое тело Адама, которое таким образом избежало гибели в водной стихии.
Источник: Ной
Этот рассказ, в котором сообщаются также сведения о точных размерах ковчега в локтях, а также точный день недели и месяца, когда спасшиеся вышли на берег, заимствован из арабского манускрипта, найденного в библиотеке монастыря Святой Екатерины на горе Синай.
Источник: Ной
«Сделай себе ковчег из дерева негниющего, и укрой в нём себя с твоими детьми, с животными, с птицами небесными от мала до велика, и установи его на горе Сир».
Источник: Ной
Однако этот ковчег был сожжён Ореей (Нореей), после чего Ной сделал другой ковчег.
Источник: Ной
Однако этот ковчег был сожжён Ореей (Нореей), после чего Ной сделал другой ковчег.
Источник: Ной
По этой версии, Ной, в конечном счёте, укрылся не в ковчеге, а в «облаке света» вместе с некоторыми людьми «бессмертной расы», последовавшими за ним.
Источник: Ной
В дренерусской литературе был популярен рассказ о потопе, в сочетании с рассказом о том, как дьявол пытался помешать Ною построить ковчег, а затем обманом проник в него.
Источник: Ной
Согласно данному апокрифу, дьявол вынудил жену Ноя обманом узнать у мужа о порученном ему Богом строительстве ковчега, а затем попытался помешать строительству.
Источник: Ной
После окончания постройки дьявол спрятался под подолом её платья и вместе с ней проник в ковчег, где, превратившись в мышь, попытался прогрызть дно ковчега.
Источник: Ной
После окончания постройки дьявол спрятался под подолом её платья и вместе с ней проник в ковчег, где, превратившись в мышь, попытался прогрызть дно ковчега.
Источник: Ной
В сказке, появившейся из этого апокрифа (см. «Голубиная книга»), жену Ноя зовут Евга, и, чтобы она могла узнать о задании, данном мужу Богом, чёрт учит её изготовлению водки, которой она напаивает мужа, и тот ей рассказывает о ковчеге.
Источник: Ной
Позднейшие легенды о пророке Аллаха — Нухе и построенном им ковчеге излагаются иначе.
Источник: Ной
Например, гору аль-Джуди (толкователями Корана эта гора то относилась к Месопотамии, то отождествлялась с Араратом), на которой, согласно Корану (11:46), когда «сошла вода», остановился ковчег, стали помещать не в Неджде, в Аравии, как в старых арабских источниках а на «Кирду, отделяющую Армению от Курдистана».
Источник: Ной
Тафсиры содержат множество историй о потопе, включая рассказ о великане Удж, который вцепился в ковчег и спасся.
Источник: Ной
Согласно преданию на ковчеге собралась вся семья Нуха, кроме жены и одного из сыновей по имени Йам.
Источник: Ной
Согласно еврейскому преданию, строительство ковчега заняло у Ноя 120 лет (по одной из версий, деревья для ковчега также были посажены Ноем), хотя Всевышний мог спасти Ноя одним Своим словом или ускорить его работу чудесным образом.
Источник: Ной
Согласно еврейскому преданию, строительство ковчега заняло у Ноя 120 лет (по одной из версий, деревья для ковчега также были посажены Ноем), хотя Всевышний мог спасти Ноя одним Своим словом или ускорить его работу чудесным образом.
Источник: Ной
Когда строительство ковчега было завершено, Господь дал современникам Ноя последнюю возможность опомниться: «и лился на землю дождь» (Быт.7:12) и лишь через пять стихов: «И продолжалось на земле наводнение» (Быт.7:17).
Источник: Ной
«…во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
Источник: Ной
Соответственно, поскольку сам потоп рассматривается в качестве прообраза крещения, то ковчег становится прообразом Церкви, плывущей через бурные пучины греха и спасающей жаждущих спасения.
Источник: Ной
«Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в ковчеге Ноевом: так все, обретающие вечное спасение, обретают оное в единой Кафолической церкви».
Источник: Ной
«Ковчег мог бы вместить всех — как всех может вместить Церковь — но никого нельзя была загнать силой, и в результате никого на борту и не оказалось, кроме Ноя и неотъемлемой от него семьи», отмечается толкователями, «ковчег — прообраз Церкви Христовой уже одним тем, что в нем спаслись немногие, спаслись по вере, а большинство не захотело спасения и свободно отказалось от него ради смерти в пучине греха».
Источник: Ной
«Ковчег мог бы вместить всех — как всех может вместить Церковь — но никого нельзя была загнать силой, и в результате никого на борту и не оказалось, кроме Ноя и неотъемлемой от него семьи», отмечается толкователями, «ковчег — прообраз Церкви Христовой уже одним тем, что в нем спаслись немногие, спаслись по вере, а большинство не захотело спасения и свободно отказалось от него ради смерти в пучине греха».
Источник: Ной
Антоний Великий приводит историю Ноя и людей, не послушавшихся его предостережений и утонувших, несмотря на попытки ворваться в ковчег, как пример лености и непокорности.
Источник: Ной
Ной у него выступает прообразом Иисуса Христа, а ковчег наполен символикой: этажи — структура церкви, а также небеса и ад; брёвна, из которых сделан ковчег, Ориген воспринимает как символ защиты тех, кто находится внутри церкви, а смола, соединяющая брёвна, понимается им как внутренняя и внешняя святость.
Источник: Ной
Ной у него выступает прообразом Иисуса Христа, а ковчег наполен символикой: этажи — структура церкви, а также небеса и ад; брёвна, из которых сделан ковчег, Ориген воспринимает как символ защиты тех, кто находится внутри церкви, а смола, соединяющая брёвна, понимается им как внутренняя и внешняя святость.
Источник: Ной
Размеры ковчега у Оригена также имеют символическое значение: 100 — «число всей разумной твари»; 50 — отпущение грехов, свободу и прощение.
Источник: Ной
В трактате «О Граде Божием» (XV, 26) Блаженный Августин соотносит рану в боку Иисуса, сделанную копьём Лонгина, с дверью Ноева ковчега, сделанной, по божественному указанию, «с боку его» (Быт.6:16) — «через эту дверь входят все, приходящие к Нему, поскольку из неё истекли таинства».
Источник: Ной
• Постройка ковчега и посадка в него животных
Источник: Ной
• Ной выпускает голубку, Высадка из ковчега
Источник: Ной
В православном искусстве фигура Ноя, как правило, изображается в числе других праотцев и легко узнается по модели ковчега в его руках.
Источник: Ной
Главы в романе «История мира в 10 ½ главах» содержат сатирическое описание потопа, а также историю поисков Ноева ковчега в XIX—XX веках.
Источник: Ной
«Новый Ной», «Перегруженный ковчег», «Ковчег на острове».
Источник: Ной
«Новый Ной», «Перегруженный ковчег», «Ковчег на острове».
Источник: Ной
Известный натуралист использует имя патриарха и тему ковчега для заголовков книг о собирании животных.
Источник: Ной
• А.Платонов. Пьеса «Ноев ковчег (Каиново отродье)» (1950)
Источник: Ной
«я сошлюсь на масоретов, еврейских истолкователей Священного писания: масореты положительно утверждают, что вышеназванного Хуртали в Ноевом ковчеге не было, оттого что не мог он туда войти, — слишком он был велик, — он сидел на ковчеге верхом и болтал ногами, как мальчишки на деревянных конях (…).
Источник: Ной
«я сошлюсь на масоретов, еврейских истолкователей Священного писания: масореты положительно утверждают, что вышеназванного Хуртали в Ноевом ковчеге не было, оттого что не мог он туда войти, — слишком он был велик, — он сидел на ковчеге верхом и болтал ногами, как мальчишки на деревянных конях (…).
Источник: Ной
Благодаря этому Хуртали оказался вторым после Бога спасителем помянутого ковчега, ибо он предотвратил кораблекрушение: он с помощью ног приводил ковчег в движение и поворачивал его в любую сторону, так что его ноги служили ковчегу как бы рулём.
Источник: Ной
Благодаря этому Хуртали оказался вторым после Бога спасителем помянутого ковчега, ибо он предотвратил кораблекрушение: он с помощью ног приводил ковчег в движение и поворачивал его в любую сторону, так что его ноги служили ковчегу как бы рулём.
Источник: Ной
Благодаря этому Хуртали оказался вторым после Бога спасителем помянутого ковчега, ибо он предотвратил кораблекрушение: он с помощью ног приводил ковчег в движение и поворачивал его в любую сторону, так что его ноги служили ковчегу как бы рулём.
Источник: Ной
Находившиеся в ковчеге передавали ему по трубе достаточное количество съестного».
Источник: Ной
Наоборот, пресловутый блокбастер в целом получил одобрительные отзывы в престижных американских журналах, тема спасения всего живого в ковчеге нашла отклик у религиозных деятелей, а специалисты-футурологи были вынуждены признать, что описываемый в «2012» сценарий апокалипсиса вполне имеет право на существование.
Источник: 14768 Апокалипсис-2012 отменяется. Будем жить
Невольно начинал брезжить образ «ковчега наоборот», где нашлось место только одной паре живых существ — премьеру и тележурналисту.
Источник: 21733 Чем Путин отличается от Медведева?
Под облаком с серповидной луной, служащей подножием Богоматери, семь ступеней со стоящими на них ветхозаветными тайнозрителями воплощения Премудрости — праотцами и пророками: Царь Давид с Ковчегом Завета, Аарон с прозябшим жезлом, Моисей со скрижалью, Исаия с свитком («Се Дева во чреве приимет» — Ис.7:14), Иеремия с жезлом, Иезекииль с затворёнными вратами, Даниил с Горой Нерукосечной.
Источник: Премудрость созда Себе дом
В 1936 году установлен новый синагогальный ковчег.
Источник: Большая синагога (Влодава)
Ковчег (иконопись)
Источник: Ковчег (иконопись)
Ковчег (от ст.-слав. «ковъчегъ» — ящик, ларь, сосуд) — в иконописи — углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски.
Источник: Ковчег (иконопись)
Края доски, не занятые ковчегом, называются полями, переход от ковчега к среднему полю — лузгой.
Источник: Ковчег (иконопись)
Края доски, не занятые ковчегом, называются полями, переход от ковчега к среднему полю — лузгой.
Источник: Ковчег (иконопись)
О причинах появления ковчега чётких и общепризнанных теорий не существует.
Источник: Ковчег (иконопись)
Наличие или отсутствие ковчега, его глубина, форма и прочие особенности позволяют судить о времени создания иконы.
Источник: Ковчег (иконопись)
Древние иконы почти всегда имеют ковчег.
Источник: Ковчег (иконопись)
В XIV—XV веках поля икон обычно узкие, ковчег вытянутой формы.
Источник: Ковчег (иконопись)
Во второй половине XVI века при сохранении тех же пропорций доски, ковчег стремится к квадрату, поля становятся шире, иногда появляется двойной ковчег, при этом внутренний ковчег более углублен, в живописи полям отводится большее значение.
Источник: Ковчег (иконопись)
Во второй половине XVI века при сохранении тех же пропорций доски, ковчег стремится к квадрату, поля становятся шире, иногда появляется двойной ковчег, при этом внутренний ковчег более углублен, в живописи полям отводится большее значение.
Источник: Ковчег (иконопись)
Во второй половине XVI века при сохранении тех же пропорций доски, ковчег стремится к квадрату, поля становятся шире, иногда появляется двойной ковчег, при этом внутренний ковчег более углублен, в живописи полям отводится большее значение.
Источник: Ковчег (иконопись)
В конце XVI — XVII веке появляются иконы без ковчега, хотя живописно ковчег обозначен: на месте лузги обводка контрастной фону краской, выделены поля иконы.
Источник: Ковчег (иконопись)
В конце XVI — XVII веке появляются иконы без ковчега, хотя живописно ковчег обозначен: на месте лузги обводка контрастной фону краской, выделены поля иконы.
Источник: Ковчег (иконопись)
С XVIII века в иконописи исчезает и иллюзия ковчега, икону часто вставляют в богато декорированную рамку (пришедшую из европейской живописи).
Источник: Ковчег (иконопись)
В современной иконописи ковчег вновь вошёл в традицию.
Источник: Ковчег (иконопись)
Собирателей икон в среде коллекционеров иногда презрительно называют «ковчежниками», так как для неспециалиста в атрибуции и датировке икон практически единственным показателем древности, а, следовательно, и ценности той или иной иконы служило наличие ковчега.
Источник: Ковчег (иконопись)
Ковчег с мощами будет встречать весь православный Воронеж, а поздно вечером начнётся Всенощное бдение, которое завершится в 7 часов утра понедельника.
Источник: 03505 Мощи святителя Петра (Зверева) переносят в Воронежскую епархию
Я рискнул, в продолжение, разделения на литературу «перьевую» и «карандашную», провести такую параллель: петербургский текст – это «линейный», как проспекты самого города, продуктивный текст-удовольствие, «ноев ковчег» текста на краю бездны, пространственной границы, в процессе (само)чтения не ставящий под вопрос само текстуальное наличие.
Источник: 35390 Москва: штемпель или текст?
Вырваться не получается, и на помощь приходит отель, Ноевым Ковчегом подбирающий героев и проносящий их через время .
Источник: 35618 Жизнь как ставка на зеро
Молиться Богу можно в танце так же хорошо, как и в монастыре, хвалить его в радости за то добро, которое Он создал, и царь Давид танцевал перед ковчегом Господа.
Источник: 32532 Как бороться с искушением