Зеленым отмечены синонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены синонимы, отсутствующие в словаре.
Зеленым отмечены антонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены антонимы, отсутствующие в словаре.
Вобрало в себя элементы буддизма, конфуцианства, христианства и даосизма, впоследствии возникло множество различных сект и религиозных течений на основе чхондогё.
Источник: Чхондогё
В настоящее время, при всём изобилии китаеведческой литературы, сколько мы можем судить, отсутствует целостное пособие, в котором бы излагался необходимый минимум сведений о конфуцианском учении, вписанных в контекст общественной эволюции Китая, а равно информация о ключевых персонах, внесших свой вклад в анналы конфуцианства.
Источник: Вместо предисловия
Именно для этого в разделах, посвящённых раннему и классическому конфуцианству, приведён довольно обширный набор цитат на древнекитайском языке.
Источник: Вместо предисловия
1.1. Эволюция конфуцианства и термина «конфуцианство»
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
1.1. Эволюция конфуцианства и термина «конфуцианство»
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
История конфуцианства неотделима от истории Китая.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Китайское обозначение конфуцианства не содержит отсылки к личности его основателя: это 儒 (rú) или 儒家 (rújiā), т.е. «Школа образованных людей».
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Конфуцианство фактически представляет собой совокупность учений и доктрин, которые изначально стали развитием древних мифологем и идеологем.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Древнее конфуцианство стало воплощением и завершением всего духовного опыта предшествующей национальной цивилизации.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Тем не менее, выделение конфуцианства в качестве самостоятельной идеологической системы и соответствующей школы связывается с деятельностью конкретного человека, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Конфуцианству, превратившемуся в авторитетную политическую и идейную силу, пришлось выдержать жестокую конкурентную борьбу с другими авторитетными политико-философскими школами Древнего Китая: моизмом (墨家mòjiā) и легизмом (法家fǎjiā).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Этот период в развитии конфуцианства именуется ранним конфуцианством.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Этот период в развитии конфуцианства именуется ранним конфуцианством.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Выдержав жестокую конкурентную борьбу, конфуцианство при новой династии – Хань (漢朝, 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) во II – I вв. до н.э. стало официальной идеологией империи.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
В этот период произошли качественные изменения в развитии конфуцианства: учение разделилось на ортодоксальное (古文經學 «Школа канона древних знаков») и неортодоксальное (今文經學 «Школа канона современных знаков»).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Учение Дун Чжун-шу в западном китаеведении именуется классическим конфуцианством.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
В период Хань конфуцианство определило всю современную политико-культурную ситуацию в Китае.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Окончательно конфуцианство стало официальной идеологией империи гораздо позднее, при императоре Мин-ди (明帝 Míngdì, правил в 58 – 78 гг.).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Деятельность Хань Юя и его учеников привела к очередному обновлению и преобразованию конфуцианства, которое в европейской литературе получило название неоконфуцианства.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Историк китайской мысли Моу Цзун-сань (牟宗三, 1909 – 1995) полагал, что разница между конфуцианством и неоконфуцианством такая же, как и между иудаизмом и христианством.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Это важнейшее обозначение нео-конфуцианства как философского учения, указывающее на его главную категорию – ли-принцип.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Однако упомянутый термин 性理學 свидетельствует, что отношения между этими направлениями в конфуцианстве имеют координационный, а не субординационный характер.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Как видим, преемствование конфуцианской мысли сохранилось в Китае, несмотря на утрату конфуцианством своего господствующего положения и статуса официальной идеологии.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Более того, в 1950-е годы конфуцианство казалось уже умершим, безвозвратно ушедшим в прошлое реликтом богатейшей китайской истории.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Данное направление, призывающее к обновлению конфуцианства с использованием западной мысли, называется «постконфуцианство» (англ. Post-Confucianism, 後儒家hòu rújiā).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Его влияние на интеллектуальные круги США столь значительно, что американский исследователь Роберт Невилл (р. 1939) даже ввёл в употребление полушутливый термин «Бостонское конфуцианство» (Boston Confucianism).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Это указывает на то, что в Китае в ХХ в. произошёл самый мощный за всю его историю духовный сдвиг, вызванный культурным шоком от слишком резкого соприкосновения с принципиально чуждыми моделями культуры и образа жизни, и попытки его осмысления, даже ориентированные на китайское культурное наследие, выходят за рамки собственно конфуцианства.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Таким образом, за более чем 2500-летнее существование конфуцианство сильно менялось, оставаясь при этом внутренне цельным комплексом, использующим одинаковый базовый набор ценностей.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
1.2. Оценки конфуцианства как учения
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Мы должны обратить внимание на то, что первые западные исследователи познакомились с конфуцианством именно в его неоконфуцианской форме, и, несмотря на апелляции к древней, «очищенной» традиции (апелляции, восходившей в конечном итоге, к самим китайским критикам современного им нео-конфуцианства), не могли иначе прозреть её, как только в форме некоторой интерпретации.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Мы должны обратить внимание на то, что первые западные исследователи познакомились с конфуцианством именно в его неоконфуцианской форме, и, несмотря на апелляции к древней, «очищенной» традиции (апелляции, восходившей в конечном итоге, к самим китайским критикам современного им нео-конфуцианства), не могли иначе прозреть её, как только в форме некоторой интерпретации.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Упомянутый термин 宋學 (sòngxué) указывает не только на время появления неоконфуцианства как явления, но ещё и о завершении развития конфуцианства как такового.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
При этом возникала парадоксальная ситуация: исследователи жёстко разделяли классическое конфуцианство Конфуция и Мэн-цзы, которое занималось делами подлунного мира, и философское неоконфуцианство, которое рассматривало проблемы вселенского масштаба.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Среди современных западных синологов практически никто не сомневается в том, что конфуцианство может исследоваться средствами социологии, и, следовательно, представляет собою стиль жизни.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Поскольку основные институты и связанные с ними проблемы сохранялись в Китае в течение веков, постольку конфуцианство является в основном стилем жизни, некоторой умственной установкой, которая не поддаётся точному определению и сведéнию к пунктам некоего кодекса.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Китайский исследователь Цю Хань-шэн (邱汉生, 1912 – 1992) вообще утверждал, что конфуцианство и неоконфуцианство являются идеологическим обоснованием патриархального строя.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Существует и противоположная точка зрения, которая ставит во главу угла конфуцианства не его патриархальные, а прогрессивные черты.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Это представление о конфуцианстве как об идеологии мандарината.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Американский исследователь китайского происхождения Бенджамин Чэн Шу-жун (Benjamin Cheng Shujung) выступил в 1979 г. с резкой критикой конфуцианства как причины социально-политической отсталости старого Китая.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Действительно, пожалуй не найти более противостоящих друг другу идеологий, чем конфуцианство и западная протестантская этика, которую Б. Франклин назвал «философией скупости» (термин активно использовал и М. Вебер).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Современность показала, что, опираясь на те же конфуцианские ценности, Япония, Южная Корея и Тайвань добились высокой степени экономического развития, и конфуцианство, официально входящее в школьную и вузовскую программу в этих странах, не препятствует капиталистическому развитию.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Кроме того, в рамках конфуцианства возникло влиятельное идейное течение, ориентированное на достижение «пользы/выгоды» (利lì).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Таким образом, У. Теодор де Бари даже усматривал в конфуцианстве весьма позитивные для современной западной культуры потенции, ибо, во-первых, конфуцианство способно представить некоторые уроки для решения проблем современного высокоразвитого общества, а именно стандартов компетенции, бюрократии, законности, методы борьбы с коррупцией, фракционностью и экономического контроля.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Таким образом, У. Теодор де Бари даже усматривал в конфуцианстве весьма позитивные для современной западной культуры потенции, ибо, во-первых, конфуцианство способно представить некоторые уроки для решения проблем современного высокоразвитого общества, а именно стандартов компетенции, бюрократии, законности, методы борьбы с коррупцией, фракционностью и экономического контроля.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Является ли конфуцианство религией?
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Потому конфуцианство он оценивал как «секту учёных», которую естественно избирают китайцы, занимающиеся философией.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Несмотря на симпатию к первоначальному конфуцианству (чьи доктрины о бытии-наличии (有 yǒu) и искренности «могут содержать зерно истины»), неоконфуцианство стало объектом его яростной критики.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Лишённая монотеистического (и даже теистического, как это окажется позднее) содержания неоконфуцианская традиция трактовалась Риччи только как искажение подлинного конфуцианства.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Те же миссионеры, и европейские Просветители, оперирующие их фактическим и теоретическим материалом поставили проблему прямо противоположным образом: конфуцианство является атеизмом.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Уже Пьер Пуавр (1719 – 1786) утверждал, что конфуцианство показывает оптимальную модель управления атеистическим обществом.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Резко выступал против трактовки конфуцианства как религии Фэн Ю-лань.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Он подчёркивал, что иероглиф 教 (jiāo) – «учение» в древнем обозначении конфуцианства не должен пониматься в том же значении, в каком он входит в современное слово 宗教 (zōngjiào) – «религия».
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Фэн Ю-лань, получивший образование и долго работавший в США, утверждал, что для религии специфично не просто признание существования духовного мира, а признание его существования в конкретных формах, что конфуцианству чуждо.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Крайнюю точку зрения на конфуцианство как на атеизм продемонстрировал очень оригинальный китайский мыслитель Чжу Цянь-чжи (朱謙之, 1899 – 1972).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Для эпохи Просвещения Конфуций был одним из идеологических ориентиров, а конфуцианство— источником прогресса философии.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Именно иезуиты привезли в Европу представление об атеизме конфуцианства.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Трактат второго великого учителя конфуцианства, построенный по образцу Лунь юя, ныне включающий 7 глав (в двух частях каждая) и 261 параграф.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
1.4. Основные понятия конфуцианства и его проблематика
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Наитеснейшим образом связан с общей этической направленностью конфуцианства.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Характерно, что три последних принципа свойственны конфуцианству в целом, для всех его модификаций и разновидностей.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
В XVI в. эти упрощённые до предела истины конфуцианства высекались на каменных стелах в разных провинциях, а печатный текст раздавался населению.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
7. Порицай и изгоняй посторонние учения, чтобы возвысить учение истинное (т.е. конфуцианство. – Д.М.).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
С самого своего возникновения, конфуцианство практически и теоретически претендовало на роль официальной (ортодоксальной) идеологии.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Если пытаться вычленить некоторую упрощённую формулу общественного идеала конфуцианства, получится, что это мечта о заполнении хорошими людьми существующей политической и административной структуры, уже описанной в соответствующих трактатах.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Объясняется это тем, что сами по себе социальные модели конфуцианства были чрезвычайно недетализированными, допускали самые широкие трактовки.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. –М.: Наука, ГРВЛ, 1981.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Ломанов А.В. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя. – М.: Восточная литература РАН, 1996.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Список рекомендуемой литературы по общим тенденциям развития китайской мысли и месте конфуцианства в этом комплексе даже на русском языке намного больше, но место не позволяет более останавливаться на этом.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Таким образом, содержанием данного модуля станут четыре этапа в развитии Китая и конфуцианства, вынужденного каждый раз искать своё место в мире.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
В данном фрагменте, как видим, перечислены многие важные категории конфуцианства, в частности, сяо, ти, синь и вэнь-культура.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
В «Лунь юе» содержится диалог, чрезвычайно характерный для конфуцианства и китайского морального сознания в частности.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Парадоксом данной системы является тот факт, что из нее совершенно исчезает народ, что в некотором роде оправдывает апологетов теорий, утверждавших антинародную консервативную природу конфуцианства.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.