Зеленым отмечены синонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены синонимы, отсутствующие в словаре.
Зеленым отмечены антонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены антонимы, отсутствующие в словаре.
На протяжении тысячелетий это учение было системообразующим для китайской системы управления государством и обществом и в своей поздней модификации, известной под названием «неоконфуцианства», окончательно сформировало то, что принято именовать традиционной культурой Китая.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Деятельность Хань Юя и его учеников привела к очередному обновлению и преобразованию конфуцианства, которое в европейской литературе получило название неоконфуцианства.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Историк китайской мысли Моу Цзун-сань (牟宗三, 1909 – 1995) полагал, что разница между конфуцианством и неоконфуцианством такая же, как и между иудаизмом и христианством.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
В более узком смысле, неоконфуцианство – это совокупность конфуциански ориентированных мыслителей от периодов династий Сун (宋, 960 – 1279 гг.) до маньчжурской династии Цин (淸, 1636 – 1912).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
В этом смысле неоконфуцианство противопоставлялось школе Дун Чжун-шу, которая также именовалась «Ханьским учением» (漢學).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Указывает на выдающихся мыслителей братьев Чэн Хао (程顥, 1032 – 1085) и Чэн И (程頤, 1033 – 1107), которые, как часто указывается в современной литературе, заложили два противоположных течения в философском неоконфуцианстве 理學 и心學 (подробнее см. далее).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Уточнение предыдущего термина служит указанием на самое конкретное значение «неоконфуцианства» как такового – учения братьев Чэн и величайшего систематизатора учения Конфуция, государственного деятеля, энциклопедиста, филолога, историка и текстолога Чжу Си (朱熹, 1130 – 1200).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
С 1313 г. неоконфуцианство в версии Чжу Си стало официальной идеологией Китая, а к XVI в. заняло такое же место в Корее и Японии.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Этот термин использовал великий обновитель неоконфуцианства династии Мин (明, 1368 – 1644), государственный деятель и философ Ван Шоу-жэнь (王守仁; именуемый также Ван Ян-мин 王阳明, 1472 – 1529), чьё учение часто называют янминизмом.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Долгое время считалось (в отечественной литературе особенно), что неоконфуцианство представлено двумя оппонирующими течениями – рационалистическим 理學 и идеалистическим 心學.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
5. Социально-культурологический идеализм, или современное неоконфуцианство (当代新儒教 dāngdài xīn rújiào).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Кан Ю-вэя часто называют предтечей современного неоконфуцианства, однако современные мыслители признают первенство за Фэн Ю-ланем, «современным Конфуцием».
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
В числе представителей первого поколения современного неоконфуцианства включаются следующие мыслители: Чжан Цзюнь-май (张君劢, англ. Carsun Chang, 1886 – 1969), Сюн Ши-ли (熊十力, 1885 – 1968) и упоминавшийся выше Лян Шу-мин.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
В результате имеет смысл рассмотреть сложный комплекс воззрений на неоконфуцианство в том его виде, в каком оно определяло «фасад» китайского социума.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Упомянутый термин 宋學 (sòngxué) указывает не только на время появления неоконфуцианства как явления, но ещё и о завершении развития конфуцианства как такового.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
При этом возникала парадоксальная ситуация: исследователи жёстко разделяли классическое конфуцианство Конфуция и Мэн-цзы, которое занималось делами подлунного мира, и философское неоконфуцианство, которое рассматривало проблемы вселенского масштаба.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Во второй половине ХХ в. возникли концепции (например, У. Теодора де Бари), связывающие появление неоконфуцианства с серьёзными социальными сдвигами, произошедшими в Китае в X – XI вв., и, кстати, до конца так и не интерпретированными.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Такая постановка проблемы указывает на то, что Н.И. Конрад разделял взгляды своих предшественников: в его версии сунское неоконфуцианство было пиком развития традиционной китайской мысли, но это же вынуждало его постоянно пересматривать хронологические рамки китайского Ренессанса.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Точкой перелома было, по Конраду, превращение неоконфуцианства в систему догм, отстаиваемую внешними силами – правительственной властью.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Китайский исследователь Цю Хань-шэн (邱汉生, 1912 – 1992) вообще утверждал, что конфуцианство и неоконфуцианство являются идеологическим обоснованием патриархального строя.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Согласно Ж.-Ф. Биллетеру, невозможно понять сущности неоконфуцианства без понимания истории мандарината, и наоборот, – невозможно понять мандаринат вне его идеологии.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Исследователь полагает, что неоконфуцианство являлось идеологией класса одновременно открытого в плане социальной стратификации и открыто привилегированного.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Огромную роль в эволюции мандарината и неоконфуцианства, по Биллетеру, сыграло иноземное завоевание.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Однако в XIV – начале XVII вв. неоконфуцианство, возродившись в статусе официальной идеологии, обрело авторитарные черты, что было связано с природой китайской императорской власти.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Ради успешного обращения, миссионеры пытались интерпретировать господствующую идеологию, т.е. неоконфуцианство, как религию, причём в христианских категориях, которые единственно были им знакомы.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Совершенно иным было отношение М. Риччи к неоконфуцианству.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Несмотря на симпатию к первоначальному конфуцианству (чьи доктрины о бытии-наличии (有 yǒu) и искренности «могут содержать зерно истины»), неоконфуцианство стало объектом его яростной критики.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Характерно, что в своей критике неоконфуцианства он был вынужден обильно прибегать к европейской философской терминологии, едва ли понятной даже самым образованным китайцам того времени…
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Он пытался доказывать, что подлинная конфуцианская традиция была религией Бога (上帝 Шан ди), а неоконфуцианство потеряло с ней всякую связь.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Неоконфуцианство для Риччи было неприемлемо ещё и потому, что считало мироздание единым, не отделяя, таким образом, Творца от тварей, помещая обоих в разряд тварного бытия – происходящего от безличного Тай цзи.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Перечисленные моменты определили на века отношение европейских синологов к проблемам философского неоконфуцианства в Китае.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
В частности, Жэнь Цзи-юй (任继愈, р. 1916) утверждал, что именно неоконфуцианство и стало конфуцианской религией, однако она отличается от европейской: для Европы характерно разграничение религии, философии и науки, а в Китае они были интегрированы при господстве религии.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
«Непосредственный контакт» был связан с деятельностью миссионеров-иезуитов в Китае и исследованием неоконфуцианства.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Второй набор окончательно стал каноническим уже в рамках неоконфуцианства в XII в.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
(Следует заметить, что немногочисленность признаков неоконфуцианской духовной модели свидетельствует о широте и отсутствии принуждающего характера у неоконфуцианства как идеологии.)
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
В неоконфуцианстве данный взгляд противопоставлен буддийскому и даосскому, нивелирующему мир в полагании его безразличным к социуму и человеческим ценностям.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Философия и терминология неоконфуцианства подробно рассмотрены в монографиях А.И. Кобзева, ставших уже классическими.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. – М.: «Восточная литература» РАН, 2002.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
О христианских интепретациях учения Конфуция и неоконфуцианства на русском языке существует фундаментальная монография А.В. Ломанова.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.