Зеленым отмечены синонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены синонимы, отсутствующие в словаре.
Зеленым отмечены антонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены антонимы, отсутствующие в словаре.
Гений кинематографии не состоится в стране, где отсутствует индустрия кино, а теория вероятности вряд ли осенила бы Паскаля, не размышляй он над игрой в кости.
Источник: 2.4.3. Символический капитал и символические ценности
Помимо барочной музыки, исполняет произведения романтиков (Шуман), современных композиторов (Паскаль Дюсапен, Тосио Хосокава).
Источник: Берлинская академия старинной музыки
«Письма к провинциалу» (фр. Lettres Provinsiales) — сборник из восемнадцати писем Блеза Паскаля полемического характера, опубликованных в 1656—1657 годах.
Источник: Письма к провинциалу
В своё оправдание Арно составил письмо, но оно было признано пор-рояльской общиной весьма неудачным, тогда Арно обратился за помощью к Паскалю.
Источник: Письма к провинциалу
Паскаль вёл рассказ от лица простака, рассматривающего позиции противных сторон с точки зрения здравого смысла.
Источник: Письма к провинциалу
Во втором письме Паскаль продолжил разбор сути разногласий между янсенистами и иезуитами.
Источник: Письма к провинциалу
Снова Паскаль указывает, что по существу якобинцы сходятся с янсенистами в понятии «действенной благодати».
Источник: Письма к провинциалу
В третьем письме Паскаль обращается к несправедливости нападок на Арно: обвинители не смогли привести из его трудов ни одной строки, заслуживающей порицания.
Источник: Письма к провинциалу
Аббревиатура означала: «и давнишний друг, Блез Паскаль, овернец, сын Этьена Паскаля».
Источник: Письма к провинциалу
Аббревиатура означала: «и давнишний друг, Блез Паскаль, овернец, сын Этьена Паскаля».
Источник: Письма к провинциалу
Сам Паскаль дважды прочитал книгу Эскобара, с остальными же трудами отцов-иезуитов его познакомили Арно и Николь.
Источник: Письма к провинциалу
Паскаль говорил, что не все книги, упоминавшиеся в «Письмах» прочитаны им, на это просто не было времени: «…их читали мои друзья; но я не привёл ни одного отрывка, не прочитав его сам в той книге, из которой цитировал, и не вникнув в вопрос, которого он касался, а также не прочитав того, что отрывку предшествовало, и того, что за ним следовало, дабы не ошибиться и не процитировать вместо возражения ответ, что было бы несправедливым и достойным упрёков».
Источник: Письма к провинциалу
С пятого письма (20 марта 1656 года) Паскаль начинает наступление на иезуитскую этику.
Источник: Письма к провинциалу
Воспитанница парижского Пор-Рояля, племянница и крестница Паскаля Маргарита Перье уже несколько лет страдала от фистулы в углу левого глаза.
Источник: Письма к провинциалу
Это невероятное событие поразило и вдохновило Паскаля.
Источник: Письма к провинциалу
Паскаль даже изменил свою печать: теперь на ней были изображены небо и терновый венец с надписью Scio cui credidi —Знаю, кому поверил (ап. Павел).
Источник: Письма к провинциалу
В библиотеке Мазарини хранится один из протоколов свидетельских показаний, собираемых комиссией, подписанный Блезом Паскалем.
Источник: Письма к провинциалу
Впоследствии было предложено естественнонаучное объяснение излечения племянницы Паскаля: возможно, в её глаз попал кончик иглы, а терние оказалось магнитным.
Источник: Письма к провинциалу
Несмотря на утверждение одного из видных представителей ордена иезуитов отца Анна (фр. François Annat) в трактате «Помеха веселью янсенистов», что чудесное исцеление девочки есть призыв к смирению, Паскаль с новыми силами продолжает полемику.
Источник: Письма к провинциалу
В письме седьмом Паскаль рассматривает метод направления намерений, состоящий в подмене одного намерения другим для достижения оправдания «порочности средства чистотою цели», примирения «благочестия и чести», — вещей совершенно противоположных.
Источник: Письма к провинциалу
В последних письмах Паскаль, сменив комедийные приёмы и остроумие на сарказм, опровергал все обвинения оппонентов.
Источник: Письма к провинциалу
К этому времени Паскаль был вынужден переезжать с места на место, жить под чужим именем, так как его подозревали в сочинении «Писем».
Источник: Письма к провинциалу
Семнадцатое и восемнадцатое письма Паскаль адресует ему.
Источник: Письма к провинциалу
Далее Паскаль возвращается к обсуждению проблем, затронутых в первых трёх письмах.
Источник: Письма к провинциалу
В самом лагере янсенистов существовали противники открытой дискуссии с иезуитами: Анжелика Арно, Антуан Сенглен (духовный наставник Паскаля) считали, что справедливое дело должно отстаивать лишь смирением и послушанием.
Источник: Письма к провинциалу
Сам же Паскаль впоследствии говорил, что если бы ещё раз пришлось ступить на путь теологической борьбы, то книга была бы написана ещё резче.
Источник: Письма к провинциалу
Узнав об этом, Паскаль сказал, что если «Письма» осуждены в Риме, то то, что осуждается в них осуждено на небе.
Источник: Письма к провинциалу
Ещё в разгар работы Паскаля над письмами парижские служители церкви на специальной ассамблее обсуждали темы, поднятые в них с тем, чтобы осудить либо их автора, либо иезуитов.
Источник: Письма к провинциалу
В «Письмах» наиболее полно проявился писательский дар Паскаля.
Источник: Письма к провинциалу
Паскаль объяснял это стремлением быть понятым более широким кругом читателей:
Источник: Письма к провинциалу
Чтобы выполнить эту задачу, Паскалю пришлось затратить немало сил: по воспоминаниям Арно каждое письмо зачитывалось перед обитателями пор-рояльской общины и если находился хотя бы один недовольный, то автор переделывал его до тех пор, пока не достигал единодушного одобрения.
Источник: Письма к провинциалу
Вольтер, увлечённый Паскалем, называл эту книгу «первой гениальной книгой, написанной прозой» и отмечал, что «этому произведению суждено было создать эпоху в окончательном оформлении языка».
Источник: Письма к провинциалу