Зеленым отмечены синонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены синонимы, отсутствующие в словаре.
Зеленым отмечены антонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены антонимы, отсутствующие в словаре.
Дзига Вертов . Ловец звуков , или Доктор Франкенштейн
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
2 января ( 21 декабря 1895 года по старому стилю ) родился Дзига Вертов , классик авангардного неигрового кино , революционер , трибун , создатель киноязыка , на котором мировой кинематограф говорит до сих пор
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
В начале 1920-х Вертов жил у друга , оператора Александра Лемберга .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Ошарашенному Лембергу Вертов пояснил , что циферблаты — это стихи .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Вертов « прочитал » , указывая на стрелки : « Тик-так , тик-так , тик-так , тик-так ... »
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Прежде чем стать режиссёром , совершившим переворот в киноязыке , Дзига Вертов был обычным еврейским мальчиком по имени Давид , старшим сыном Фейги и Абеля Кауфман .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Так появился Дзига Вертов .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
В начале 1920-х , когда Вертову было уже лет двадцать пять , он жил у друга , оператора Александра Лемберга , который уступил ему одну из своих комнат в Козицком переулке .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Ошарашенному Лембергу Вертов пояснил , что циферблаты — это стихи .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Вертов « прочитал » , указывая на стрелки : « Тик-так , тик-так , тик-так , тик-так ... »
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Так , фиксируя звук в зрительном образе , Вертов пришёл к мысли о возможности с помощью определённой визуальной системы поймать вместе со звуком и время ( ведь каждый звук имеет определённую протяжённость во времени ) , и самую реальность ( ибо звук существует в пространстве ) .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Большевики с их идеей строительства нового мира появились для Вертова как нельзя кстати — они давали ему шанс реализовать свою мечту .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
И когда друг детства Дзиги Михаил Кольцов ( впоследствии советский публицист , прославившийся очерками об Испанской войне ) , возглавив отдел революционной хроники Москинокомитета , позвал Вертова секретарём - делопроизводителем , тот сразу согласился .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
В этом Вертов убедился , совершив осенью 1918-го свой легендарный прыжок с грота во дворе кинокомитета на Малом Гнездниковском , 7 .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Прыгая с грота высотой примерно в полтора этажа , Вертов попросил снимавшего его оператора крутить ручку с максимальной скоростью .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Таким образом получилась замедленная съёмка прыжка , в которой Вертов увидел то , чего никто никогда не увидел бы обычным зрением : страх перед прыжком , преодоление страха , страх во время прыжка , осознание , что всё завершилось удачно , самоирония — то есть разнообразные переживания , которые сам он во время своего прыжка даже не успел осознать .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
В 1922 году Вертов , собрав вокруг себя группу « киноков » ( киноглазовцев ) , опубликовал в журнале « Кино - фот » манифест « Мы » , в котором объявил всю старую игровую кинематографию « прокажённой » .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Создание нового человека как совершенной машины — вот миссия , которую отводил Вертов своим кинокам и которая вполне соответствовала установкам советского режима в те годы .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Киноки — операторы Михаил Кауфман ( брат Вертова ) , Иван Беляков , Александр Лемберг , Илья Копалин , художник и фотограф Александр Родченко , аниматор Александр Бушкин — были не просто группой единомышленников , а фактически сектой , которая , само собой , единственная творила подлинное искусство .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
В ней был высший Совет троих ( Вертов , Кауфман , Беляков ) , в ней были свои « киноразведчики » , и от всех членов секты требовались мужество и самоотверженность .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
В 1923 году монтажёр Елизавета Свилова , в будущем жена Вертова , для того чтобы присоединиться к кинокам , написала заявление :
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Вертов хотел выпускать киножурнал , который будет ни много ни мало « обзором мира через каждые несколько часов времени » .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Замысел остался на бумаге — ни постоянного штата сотрудников , ни корреспондентов на местах , ни средства для их содержания , не говоря уже о возможности « практически связаться с заграницей » Вертову не предоставили по вполне понятным экономическим причинам .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
И всё-таки « Кино - Правда » позволила Вертову и кинокам отработать те элементы и механизмы съёмки и монтажа , которые станут основой нового киноязыка .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Снимая восстановление страны после разрухи , суды над врагами большевиков и строительство нового мира , Вертов беспокоился в первую очередь о том , как овладеть « образами и ритмом » , выявить « чистое движение » , « торжество движения на экране » .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
В 1923-м журнал « ЛЕФ » , выпускаемый Владимиром Маяковским , напечатал манифест Вертова « Киноки . Переворот » , где особая миссия киноков получила теоретическое обоснование .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
« Киноглаз » , по убеждению Вертова , не только способен придать реальности новую форму , но и может создать новую реальность :
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Поэтому для Вертова так важно было снимать жизнь как она есть , без вмешательства в протекающие перед камерой события и без предварительной организации съёмки .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Используя материал реальности , Вертов создал такую реальность , которая не существует вне кадров фильма .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Впрочем , тогда это всё ещё не вменялось Вертову в вину.
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Вертов объяснял : хроника не может предписать жизни жить по сценарию литератора .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Через три месяца после премьеры « Киноглаза » Вертов выпустил « Ленинскую Кино-Правду » ( « Первый Октябрь без Ильича » ) , где массы со всех уголков страны сходились к гробу с телом Ленина и дух вождя переселялся в народы .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Усиливая эмоциональное воздействие , Вертов вручную окрасил финальные кадры чёрно-белого фильма в различные цвета : красный , жёлтый и оранжевый , благодаря чему происходящее на экране приобретало мистический характер .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Воодушевлённый успехом , Вертов опробировал создание киноглазовой реальности на различных типах пространства .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
« Я хочу знать номер того паровоза , который лежит на боку в картине Вертова » .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Шкловский обвинял Вертова в том , что , проповедуя документальность кино , он на деле убивал « фактичность кадра » .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Вертов отвечал :
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
В начале 1927-го Вертова уволили со студии « Совкино » .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Вертов отчаянно пытался доказать свою правоту , то нападал , то защищался ; стал болезненно охранять копирайт на собственный метод съёмки « жизни врасплох » .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Обрушился на Сергея Эйзенштейна , многое позаимствовавшего у Вертова , назвал « Стачку » и « Броненосец « Потёмкин » « ненужной подделкой игрового кино под хронику » .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Надолго разругался с братом , который не стал опровергать статью Осипа Брика , где утверждалось , что Михаил Кауфман снимал без указаний Вертова , полагаясь на собственную интуицию .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Вертов назвал Кауфмана предателем .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
По приглашению Одесской киностудии Вертов уехал на Украину , где сделал свой самый радикальный фильм — « Человек с киноаппаратом » .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Из кадров , снятых в Киеве , Одессе , Москве , Волхове , Ялте , Вертов сотворил огромный киногород , переполненный людьми , поездами , трамваями , заводами , машинами , магазинами и учреждениями , город , который бурлил и дышал своей особой жизнью .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Очевидно , Вертов считал , что он наконец-то достиг желаемого — поймал звуковую реальность и создал её заново .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Вертов даже настаивал на том , чтобы в кинотеатрах этот немой фильм демонстрировался без музыкального сопровождения , ведь он монтажом создал произведение зримой музыки .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Та же участь постигла и первый звуковой фильм Вертова « Симфония Донбасса » ( « Энтузиазм » , 1930 ) , про который иные критики отзывались :
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Мистер Дзига Вертов — музыкант .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Вертов вернулся в Москву , на студию кинохроники , где снял « Три песни о Ленине » ( 1935 ) .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Это Вертову казалось диким , хотя причина могла быть более чем очевидной .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Однако Сталин дал Вертову шанс осознать ошибку .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Вертов понял это по-своему .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Студийное руководство отвергало один вариант сценария за другим , Вертов упорно переписывал .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Вероятно , Вертов всё же не хотел таких метафор в лоб .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Начальник Главного управления кинопромышленности Борис Шумяцкий вскоре был расстрелян , а Вертова фактически отстранили от работы .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
В советской реальности мог быть только один демиург , и это не Вертов .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Можно сказать , Вертову повезло , если учесть , что он так и не вступил в компартию , трибуном которой считался , и что его брат , оператор Борис Кауфман , жил и работал во Франции , а его друг Михаил Кольцов был арестован как шпион .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Но , как и со многими видными художниками , сталинский режим расправлялся с Вертовым медленно и мучительно .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
С началом Великой Отечественной Вертов неоднократно просился на фронт — его не пускали .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Вертова с женой отправили в эвакуацию , в Алма-Ату , где он монтировал фронтовые киножурналы и снял фильм « Тебе , фронт » ( 1943 ) , выдержанный вполне в каноне официозной хроники .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
После войны о Вертове вспомнили в связи с развернувшейся антисемитской кампанией .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
На открытом партийном собрании ЦСДФ 14—15 марта 1949 года , посвящённом « борьбе с буржуазным космополитизмом в киноискусстве » , Вертова прорабатывали за « формализм и отрыв от масс » .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
« Режиссёр Вертов насаждал в кинохронике формалистическую , эстетствующую мелкобуржуазную тенденцию .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Он утверждал , что главное в показе нашей жизни не человек , а машина » ; « Киноглаз » Вертова боялся встречи с народом .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Загнанный в угол Вертов вынужден был покаяться :
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Коллектив не помог — Вертову , перенёсшему после этого позорного судилища сердечный приступ , так и не дали возможности работать .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Эльдар Рязанов , пришедший на студию кинохроники в 1950-м году , вспоминал , что Вертов « превратился в старика с испуганными глазами и доброй , застенчивой улыбкой .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Однажды его спросили , как он себя чувствует . Вертов ответил :
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
« Обо мне , пожалуйста , не беспокойтесь . Дзига Вертов умер » .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
По воспоминаниям Михаила Кауфмана , незадолго до смерти Вертов оставил маленькому сыну Кауфмана листок со стихотворением :
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Осенью 1953 года Вертов тяжело заболел . Врачи поставили диагноз : рак желудка .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Он не дожил до второй волны своего всемирного признания , когда Жан Руш , автор « Хроники одного лета » ( 1961 ) , и режиссёры синема-верите ( калька со слова « киноправда » ) объявили Вертова своим предшественником .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Своим учителем Вертова впоследствии назовут Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо , из его кинематографа выйдут Гуалтьеро Якопетти и Годфри Реджио , режиссёры группы « Догма » во главе с Ларсом фон Триером .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
В 1966 году ЦСДФ принесёт запоздалые извинения , выпустив посвящённый Вертову полнометражный документальный фильм « Мир без игры » .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн
Как и в 1920-е , картины Вертова застанут зрителей врасплох .
Источник: 21721 Дзига Вертов. Ловец звуков, или Доктор Франкенштейн