Зеленым отмечены синонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены синонимы, отсутствующие в словаре.
Зеленым отмечены антонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены антонимы, отсутствующие в словаре.
В настоящее время, при всём изобилии китаеведческой литературы, сколько мы можем судить, отсутствует целостное пособие, в котором бы излагался необходимый минимум сведений о конфуцианском учении, вписанных в контекст общественной эволюции Китая, а равно информация о ключевых персонах, внесших свой вклад в анналы конфуцианства.
Источник: Вместо предисловия
Мы не претендовали на создание целостного очерка истории конфуцианской доктрины, или конфуцианской философии.
Источник: Вместо предисловия
Мы не претендовали на создание целостного очерка истории конфуцианской доктрины, или конфуцианской философии.
Источник: Вместо предисловия
До соприкосновения с западными державами и западной цивилизацией Китай был страной, где господствовала конфуцианская идеология.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Значительная часть учёных-конфуцианцев была отстранена от политической и интеллектуальной деятельности, а 460 оппозиционеров были закопаны живьём, были уничтожены тексты конфуцианских книг.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Однако не следует преувеличивать авторитета конфуцианского учения: теория государства тогда гораздо больше опиралась на даосские и легистские идеи.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Это повлекло за собой складывание конфуцианского канона: унификацию древних текстов, составление списка канонических книг, которые использовались в системе экзаменов, и создание культа Конфуция с оформлением соответствующих церемоний.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Это потребовало и существенной модификации конфуцианского учения.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
В самом общем смысле значение этого термина – вся совокупность конфуцианских (или называющих себя таковыми) учений, созданных в Китае от средневековья до настоящего времени.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
1. Консервативное, опирающееся на конфуцианскую традицию, и ориентирующееся на Японию.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
2. Либерально-западническое, отрицающее конфуцианские ценности, ориентирующееся на США.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
3. Радикально-марксистское, русификаторское, также отрицающее конфуцианские ценности.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Как видим, преемствование конфуцианской мысли сохранилось в Китае, несмотря на утрату конфуцианством своего господствующего положения и статуса официальной идеологии.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Последнее по времени конфуцианское течение формируется в 1970-е годы в США, в рамках совместной работы американских китаеведов и приехавших из Китая исследователей, учившихся на Западе.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Эта формулировка, кстати, способна объяснить живучесть конфуцианского учения.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
В старом Китае так и не возникла фигура предпринимателя, и, таким образом, происходила «порча человеческого капитала», усугублявшаяся системой конфуцианского воспитания и образования, основанной на заучивании антимеркантилистских текстов, не включавшей в себя технических, коммерческих и биологических дисциплин.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Конфуцианский идеал предполагал моральное удовлетворение, а не материальное благосостояние.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Данная точка зрения, являясь крайней, содержит в себе множество противоречий, связанных, по-видимому, с неразличением конфуцианской доктрины и функции императорской власти в старом Китае.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Современность показала, что, опираясь на те же конфуцианские ценности, Япония, Южная Корея и Тайвань добились высокой степени экономического развития, и конфуцианство, официально входящее в школьную и вузовскую программу в этих странах, не препятствует капиталистическому развитию.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Во-вторых, конфуцианские разработки чрезвычайно актуальны в плане возрождения идеалов родственной солидарности, служения семье и стандартов семейной жизни.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Однако все конфуцианские доктрины половинчаты, ибо не содержат учения о Творце и, соответственно, творении мироздания.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Конфуцианская идея воздаяния относился лишь к потомкам и не содержит понятий о бессмертии души, рае и аде.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Вместе с тем, М. Риччи отрицал религиозный смысл конфуцианских культов.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Чрезвычайно важной была полемика с конфуцианскими представлениями о человеческой природе.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
М. Риччи не стал оспаривать фундаментальной предпосылки конфуцианской традиции, соглашаясь с тем, что изначальная природа человека добра, – данный тезис не вступал в противоречие с доктриной о первородном грехе.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
М. Риччи, в первую очередь, необходимо было объяснить образованным китайцам, почему они ничего не слышали о Боге, и сделать это можно было только с конфуцианской позиции «возвращения к древности» (復古фу гу).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Он пытался доказывать, что подлинная конфуцианская традиция была религией Бога (上帝 Шан ди), а неоконфуцианство потеряло с ней всякую связь.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
В частности, Жэнь Цзи-юй (任继愈, р. 1916) утверждал, что именно неоконфуцианство и стало конфуцианской религией, однако она отличается от европейской: для Европы характерно разграничение религии, философии и науки, а в Китае они были интегрированы при господстве религии.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Диалектика «Феноменологии духа» находит соответствие с конфуцианским каноном.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Вопрос о религиозном наполнении конфуцианского учения, таким образом, остаётся открытым, хотя большинство китаеведов отвечают на него, скорее, отрицательно.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
1.3. Состав конфуцианского канона
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Конфуцианская традиция представлена обширным рядом первоисточников, которые позволяют реконструировать собственно учение, а также выявить способы функционирования традиции в различных формах жизни китайской цивилизации.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Как уже кратко упоминалось, конфуцианский канон складывался постепенно и распадается на два набора текстов: «Пятиканоние» (《五經》Wǔjīng) и «Четверокнижие» (《四書》 Sìshū).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Считалось, что её текст содержит множество аллегорий, а комментарий акцентирует «великий смысл» (大義 dàyì) и помогает выявить «сокровенные речи» (微言 wēiyán) с точки зрения конфуцианской морально-политической доктрины.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Текст Ли-цзи ныне состоит из 49 разнородных глав, в которых описывается идеальная конфуцианская модель социального механизма.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Самое краткое произведение в составе конфуцианского канона (1755 иероглифов).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Ши сань цзин вплоть до начала ХХ в. являлся основой традиционной философской науки, системы образования и получения конфуцианских учёных степеней и официальных должностей.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Внутреннюю структуру конфуцианских и неоконфуцианских ценностей выявил У.Теодор де Бари, предложив довольно простую схему из пяти сегментов.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
2. реставрационизм, т.е. признание того, что для окончательного утверждения конфуцианских идеалов препятствием являются существующие социально-политические условия, потому их следует изменить, приблизив к порядкам «золотой» древности.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Если же обратиться к собственно конфуцианскому канону, то выяснится, что основных категорий мы можем выделить 22 (в качестве вариантов перевода указываются лишь самые распространённые в отечественной литературе значения и толкования).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
3. 禮 (lǐ) – церемония, поклонение, этикет, приличия, культурность как основа конфуцианского мировоззрения, подношение, подарок.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Для контраста следует привести упрощённые до предела основы конфуцианского учения, которые в период Позднего средневековья стали проповедоваться широким народным массам.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Первым краткий конфуцианский «катехизис» составил основатель династии Мин – Чжу Юань-чжан (朱元璋, правил в 1368 – 1399 гг.).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Таким образом, многочисленные конфуцианские правила поведения (числом более 300) оказались представлены в максимально наглядной форме.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Приведённые «катехизисы» также демонстрируют государственную значимость древних конфуцианских ценностей.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
1.5. Конфуцианский общественный идеал
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
По этой причине конфуцианские учёные никогда не критиковали принципы устройства государства и общества, а только их конкретные воплощения – определённые лица, занимающие определённые посты.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Общество и правитель в системе конфуцианских представлений, с одной стороны, представляют два полюса социальной иерархии, но правитель является обобщением народа, его представителем перед мирозданием.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Там же можно ознакомиться со сводкой существующих переводов конфуцианского канона.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Модуль 2. Основатели конфуцианского учения
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Таким образом, главные конфуцианские идеалы – не врождённы, им предстоит учиться.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Критерием выступает важная конфуцианская категория «долга-справедливости» 義 (yì).
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Мы уже неоднократно подчёркивали, что конфуцианское учение стремится к максимальной социализации личности, и потому важнейшая конфуцианская проблема – как правильно управлять обществом.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Мы уже неоднократно подчёркивали, что конфуцианское учение стремится к максимальной социализации личности, и потому важнейшая конфуцианская проблема – как правильно управлять обществом.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Такую ситуацию академик В.М. Алексеев назвал «трагедией конфуцианской личности»: обязательный разлад в конфуцианской душе между «великим талантом» (大材 dàcái) и «малым применением» (小用 xiǎoyòng).
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Такую ситуацию академик В.М. Алексеев назвал «трагедией конфуцианской личности»: обязательный разлад в конфуцианской душе между «великим талантом» (大材 dàcái) и «малым применением» (小用 xiǎoyòng).
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.