Зеленым отмечены синонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены синонимы, отсутствующие в словаре.
Зеленым отмечены антонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены антонимы, отсутствующие в словаре.
Ной (ивр. נֹחַ, Ноах — в Библии (Быт.5:29) истолковано как «успокаивающий, умиротворяющий»; др.-греч. Νῶε, араб. نوح, Нух) — последний (десятый) из допотопных ветхозаветных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама.
Источник: Ной
Согласно Библии, Ной был праведником в своём поколении, за что был спасён Богом от Всемирного потопа и стал продолжателем человеческого рода.
Источник: Ной
С этой целью Бог повелел Ною построить Ковчег и взять туда членов своей семьи и по паре животных каждого вида (согласно Быт.7:2, «чистых» животных надо было взять по семи пар, чтобы имелся запас для жертвоприношений).
Источник: Ной
По окончании потопа ковчег прибило к горам Арарата (Быт.8:4), где Ной принёс жертвы Богу, и Бог благословил его и его потомство, заключив с ним Завет (Быт.9:1–17).
Источник: Ной
Согласно Книге Бытие, Ной «обрёл благодать пред очами Господа» (Быт.6:8), поскольку был «человек праведный и непорочный в роде своём» и «ходил пред Богом» (Быт.6:9).
Источник: Ной
За свою праведность Ной с семьёй был избран Богом для возрождения человеческого рода после Всемирного потопа, который явился Божественной карой за нравственное падение человечества.
Источник: Ной
Бог заблаговременно сообщил Ною о своём решении истребить всё живое на земле, и дал точные указания, как построить Ковчег — судно из дерева гофер (возможно, кипарис), способное пережить готовящийся потоп — и снарядить его для длительного плавания.
Источник: Ной
Когда приготовления были окончены, Бог повелел Ною взять с собой в ковчег по паре от каждого вида животных и птиц, а «чистых» (то есть пригодных для принесения в жертву) — по семи пар, «чтобы сохранить племя для всей земли» (Быт.7:3).
Источник: Ной
Вместе с Ноем в ковчег вошли также его семья: жена и трое сыновей с жёнами.
Источник: Ной
Всё живое на земле погибло в водах потопа, остался лишь Ной и его спутники.
Источник: Ной
Тем не менее, вершины других гор показались лишь первого числа десятого месяца, после чего Ной выждал ещё 40 дней и выпустил ворона.
Источник: Ной
После этого Ной трижды (с перерывами по семь дней) выпускал голубя.
Источник: Ной
Тогда Ной, наконец, смог покинуть корабль, и его потомки вновь заселили землю.
Источник: Ной
Выйдя из ковчега у горы Арарат (Быт.8:4), Ной взял «из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике» (Быт.8:20) в благодарность за своё избавление.
Источник: Ной
После этого Бог благословил Ноя, его потомков (то есть всё послепотопное человечество) и всё творение, что на земле (Быт.9:1–17) и дал человечеству ряд моральных законов.
Источник: Ной
В заключение, Господь пообещал Ною более не уничтожать людской род и как знак божественного Завета с людьми в небесах воссияла радуга.
Источник: Ной
Согласно Библии, выйдя из ковчега, Ной занялся возделыванием земли, насадил виноградник и изобрёл искусство приготовления вина (Быт.9:20).
Источник: Ной
Однажды, когда Ной опьянел и лежал обнажённым в своём шатре, его сын Хам (вероятно со своим сыном Ханааном) увидел «наготу отца своего», и, оставив отца обнажённым, поспешил рассказать об этом двум своим братьям.
Источник: Ной
За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама — Ханаана и его потомков, объявив, что те будут рабами Сима и Иафета.
Источник: Ной
Двух других своих сыновей Ной благословил:
Источник: Ной
После потопа Ной жил ещё 350 лет и умер в возрасте 950 лет (Быт.9:29).
Источник: Ной
Дети и потомство Ноя (Быт.10)
Источник: Ной
Согласно библейской родословной, Ной является родоначальником всех народов мира, которые делятся на три основные группы:
Источник: Ной
Ной упоминается также в Книге пророка Иезекиила (14:14-20) как один из трёх праведников древности, наряду с Даниилом и Иовом.
Источник: Ной
Также о Ное упоминает и Сиракид (Сир.44:16-18).
Источник: Ной
Новый Завет указывает на времена Ноя в повествовании о втором пришествии Христа, предостерегая людей от неверия и беспечности:
Источник: Ной
« …как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого
Источник: Ной
Апостол Пётр называет Ноя проповедником правды и в его спасении от потопа в ковчеге видит указание на возможность духовного спасения через крещение (2Петр.2:5).
Источник: Ной
Апостол Павел также приводит пример Ноя, как образец веры:
Источник: Ной
Ной упоминается в одном из апокрифов Нового Завета — «Откровении Павла», а также в «Книгах Сивилл».
Источник: Ной
В Коране Ной именуется Нухом и почитается в исламе в качестве первого из пяти крупных пророков Аллаха, а также как один из первых так называемых пророков разрушения.
Источник: Ной
Ной, согласно Библии, был потомком Адама в десятом поколении.
Источник: Ной
По масоретскому (еврейскому) тексту Ной родился в 1056 году (по Септуагинте — в 1662 году) от Сотворения мира.
Источник: Ной
Его возраст, подобно другим допотопным патриархам, исчисляется сотнями лет: ко времени начала строительства Ковчега Ною было 500 лет и у Ноя уже было три сына, к началу потопа — 600, всех же лет жизни Ноя было 950 лет.
Источник: Ной
Его возраст, подобно другим допотопным патриархам, исчисляется сотнями лет: ко времени начала строительства Ковчега Ною было 500 лет и у Ноя уже было три сына, к началу потопа — 600, всех же лет жизни Ноя было 950 лет.
Источник: Ной
Его возраст, подобно другим допотопным патриархам, исчисляется сотнями лет: ко времени начала строительства Ковчега Ною было 500 лет и у Ноя уже было три сына, к началу потопа — 600, всех же лет жизни Ноя было 950 лет.
Источник: Ной
Исследователи полагают, что Ной как персонаж легенды о потопе имел предшественников в месопотамской культуре, таких как Зиусудра и Утнапиштим.
Источник: Ной
Историю Ноя, изложенную в Священном Писании, различные народы дополняли многочисленными легендами, которые как заимствовались другими нациями, так и имели узкую локальную популярность.
Источник: Ной
Хотя в Пятикнижии подчёркивается праведность Ноя, в нём отсутствуют подробности о его личности.
Источник: Ной
Аггада восполняет этот пробел многочисленными историями о праведных поступках Ноя до и во время потопа.
Источник: Ной
Позднее отцовство Ноя объясняется в преданиях тем, что предвидя гибель человечества он не хотел иметь детей, и женился лишь по велению Бога.
Источник: Ной
Жену Ноя обычно отождествляют с Ноемой (Наамой), дочерью Ламеха и сестрой Тувалкаина (Тувал-Каина).
Источник: Ной
Однако в Книге Юбилеев её называют Емзараг, дочерью Ракиила и сестры Ноя.
Источник: Ной
Согласно «Мидрашу Танхума», Ной выступает как культурный герой: он научил людей пользоваться плугом, серпом, топором и другими орудиями труда.
Источник: Ной
Любовь Ноя к людям, согласно традиции, выражалась и в том, что он призывал их к раскаянию и откладывал строительство ковчега, пока не выросли посаженные им для постройки ковчега деревья, в надежде, что люди тем временем сойдут с пути греха.
Источник: Ной
Эта книга была сделана из сапфиров, и Ной заключил её в золотой ларец.
Источник: Ной
В ковчеге она заменяла Ною часы, чтобы отличать день от ночи, потому что, пока длился потоп, солнце и луна были скрыты тучами.
Источник: Ной
Другой мидраш рассказывает о том, что в ковчеге у Ноя был драгоценный камень, который освещал всю внутреннюю часть ковчега.
Источник: Ной
Одно легендарное создание, носившее название «Реем», оказалось столь громадных размеров, что для него не нашлось места в ковчеге, а потому оно было привязано Ноем к ковчегу снаружи.
Источник: Ной
Ной подавал Огу пищу через отверстие в крыше.
Источник: Ной
Праведность Ноя в полной мере проявилась во время потопа, когда он должен был заботиться о животных в ковчеге.
Источник: Ной
Целый год Ной не знал покоя ни днём ни ночью, доказав, тем самым, что достоин стать прародителем нового человечества.
Источник: Ной
Все двенадцать месяцев, проведённых в ковчеге, не смежал Ной веки, ни сам он, ни сыновья его, ни днём и ни ночью.
Источник: Ной
Предание рассказывает, что однажды, когда Ной не так скоро принёс обед льву, тот с такой силой ударил патриарха лапой, что он остался хромым на всю жизнь.
Источник: Ной
В десятый день месяца таммуз Ной выпустил ворона посмотреть, не прекратился ли потоп.
Источник: Ной
Но ворон нашёл плавающий в воде труп и принялся его пожирать; увлёкшись этим знятием, он забыл вернуться к Ною с докладом.
Источник: Ной
Спустя неделю Ной выпустил голубя, который после третьего полёта вернулся наконец, держа в клюве оливковый лист, сорванный им на Масличной горе в Иерусалиме, где потопа не было.
Источник: Ной
В Книге Зогар рассказывается, что Ной, выйдя из ковчега на сушу, заплакал при виде всеобщего опустошения, причинённого потопом и воскликнул:
Источник: Ной
В Талмуде и мидрашах неоднократно возникает параллель между винопитием Ноя и грехопадением Адама, поскольку виноград в еврейской традиции связывается с Древом познания Добра и Зла:
Источник: Ной
сказал Господь Ною:
Источник: Ной
«Ной!
Источник: Ной
По версии Таргума Псевдо-Ионатана виноградная лоза, которую посадил Ной, была принесена рекой из Эдемского сада.
Источник: Ной
Проклятие Ноем потомства Ханаана, сына Хама, мидраш мотивирует тем, что Хам не ограничился лишь насмешками над отцом, а оскопил Ноя, лишив его возможности в будущем породить новых сыновей (сверх имеющихся трёх), которые бы также приняли участие в разделе мира.
Источник: Ной
Проклятие Ноем потомства Ханаана, сына Хама, мидраш мотивирует тем, что Хам не ограничился лишь насмешками над отцом, а оскопил Ноя, лишив его возможности в будущем породить новых сыновей (сверх имеющихся трёх), которые бы также приняли участие в разделе мира.
Источник: Ной
Этим объясняется тот факт, что Ной проклял четвёртого сына Хама — Ханаана.
Источник: Ной
Поскольку Ной определил за потомками Хама рабский удел, он таким образом оказывается учредителем института рабства, что с неодобрением отмечается послебиблейской традицией.
Источник: Ной
В преданиях обсуждается также вопрос, почему в сроке жизни Ноя недостаёт 50 лет до тысячелетия, которое он вполне был достоен прожить.
Источник: Ной
Согласно мидрашу, Ной добровольно пожертвовал 50 лет из своей жизни Моисею, точно также, как до него это сделал Адам, подаривший, согласно этой версии, Моисею 70 своих лет.
Источник: Ной
Армянские легенды о могиле Ноя
Источник: Ной
Среди армян, на чьей территории непосредственно располагалась гора Арарат, распространены давние легенды о Ное.
Источник: Ной
Ряд армянских преданий связывают с Араратом и Араратской долиной, помимо выхода из ковчега, также повествование о посадке Ноем виноградника, его опьянении и первом жертвоприношении.
Источник: Ной
Находящийся в долине город Нахичевань (ныне территория Азербайджана) традиционно считается основанным самим Ноем, и народная этимология связывает с его именем название города (ср. евр. «Ноах»).
Источник: Ной
Нахичевань также считается местом последнего упокоения Ноя.
Источник: Ной
О том, что Ной захоронен в Нахичеване, одним из первых упоминает летописец XIII в. Вардан Аревелци в работе «Ашхарацуйц», посвящённой географии Армении и соседних стран.
Источник: Ной
Упоминания о гробнице Ноя, которая была местом популярного паломничества, содержатся в заметках многих иностранных, русских и армянских путешественников и учёных XIX века.
Источник: Ной
Могила Ноя с полуразрушенным куполом, восьмиугольная внутри, диаметром в 10-12.
Источник: Ной
Наивные люди считают, что не только Ной, но и его сыновья захоронены в Нахичеване.
Источник: Ной
Могила Ноя и связанные с ней постройки были также подробно описаны русским просветителем К. А. Никитиным в 1880-х и исследователем В. М. Сысоевым, как имеющие типичное для тюркских гробниц деление на подземную и надземную части.
Источник: Ной
Однако современная наука считает отождествление горы Арарат с горами Араратскими из Библии - куда по легенде пристал корабль Ноя ошибочным.
Источник: Ной
В сирийском апокрифическом сочинении «Пещера сокровищ» (VII век) рассказывается, что Ной взял в ковчег останки первого человека — Адама, чтобы спасти их от потопа.
Источник: Ной
Позднее Ной поручил своему сыну Симу похоронить череп Адама, что тот и сделал в Иерусалиме, считавшемся центром земли.
Источник: Ной
Скот и звери помещались отдельно в трюме; средняя палуба была занята птицами, а на верхней палубе расположился Ной с семейством.
Источник: Ной
Патриарх и сыновья его заняли восточную часть ковчега, а жена Ноя и жёны его сыновей — западную часть; между теми и другими в виде барьера лежало мёртвое тело Адама, которое таким образом избежало гибели в водной стихии.
Источник: Ной
«Архонт Сил» сообщил об этих планах Ною и посоветовал ему:
Источник: Ной
Однако этот ковчег был сожжён Ореей (Нореей), после чего Ной сделал другой ковчег.
Источник: Ной
Также Ной рассказал о потопе людям, но большинство не поверило ему.
Источник: Ной
По этой версии, Ной, в конечном счёте, укрылся не в ковчеге, а в «облаке света» вместе с некоторыми людьми «бессмертной расы», последовавшими за ним.
Источник: Ной
Эфиопские легенды о рождении Ноя
Источник: Ной
Легендарный материал освещает несколько моментов жизни Ноя.
Источник: Ной
В дренерусской литературе был популярен рассказ о потопе, в сочетании с рассказом о том, как дьявол пытался помешать Ною построить ковчег, а затем обманом проник в него.
Источник: Ной
Согласно данному апокрифу, дьявол вынудил жену Ноя обманом узнать у мужа о порученном ему Богом строительстве ковчега, а затем попытался помешать строительству.
Источник: Ной
Однако по молитве Ноя Бог послал кота и кошку, которые убили мышь.
Источник: Ной
Заканчивается апокриф благословением Бога Ноя и его потомства.
Источник: Ной
В сказке, появившейся из этого апокрифа (см. «Голубиная книга»), жену Ноя зовут Евга, и, чтобы она могла узнать о задании, данном мужу Богом, чёрт учит её изготовлению водки, которой она напаивает мужа, и тот ей рассказывает о ковчеге.
Источник: Ной
Вместе с тем, в Талмуде обращается внимание на то, что в речи Всевышнего, обращённой к Ною, в которой Господь впервые произносит свой приговор человечеству, упоминается только второй грех:
Источник: Ной
«И сказал [Господь] Бог Ною …ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли» (Быт.6:13).
Источник: Ной
Праведность Ноя
Источник: Ной
Законоучители Талмуда проводят параллели между Ноем и Авраамом, подчёркивая не только сходство, но и различие между двумя этими праведниками.
Источник: Ной
• Так, толкуя стих «Ной был человек праведный и непорочный в роде своём» (Быт.6:9) законоучители Талмуда расходятся во мнениях.
Источник: Ной
Некоторые мудрецы понимают это выражение как похвалу в адрес Ноя: даже несмотря на полную развращённость, царившую во всем мире в то время, ему удалось остаться незапятнанным и неиспорченным процессом моральной деградации общества.
Источник: Ной
В то же время, другие видят здесь скрытый упрёк Ною, принадлежавшему к поколению, в котором праведником назывался человек, сохранявший лишь элементарную порядочность:
Источник: Ной
• Комментаторы указывают также на то, что о Ное сказано: «אֶת-הָאֱלֹהִים, הִתְהַלֶּךְ-נֹחַ» (Быт.6:9) (букв. «ходил с Богом»), в то время как Аврааму Господь говорит: «ходи предо Мною» (Быт.17:1).
Источник: Ной
Тем самым, это указывает на то, что Авраам был духовно сильнее Ноя.
Источник: Ной
• Еврейская традиция укоряет Ноя за то, что он упустил случай молить Бога о спасении человечества — в отличие от Авраама, молившегося о спасении жителей Содома, и Моисея молившегося о помиловании своего народа.
Источник: Ной
Пророк Исаия (Иешаягу) называет Потоп «воды Ноя» (Ис.54:9).
Источник: Ной
Автор Книги Зогар объясняет, что в этом заключено скрытое осуждение Ноя, указание на то, что он явился причиной Потопа.
Источник: Ной
Согласно еврейскому преданию, строительство ковчега заняло у Ноя 120 лет (по одной из версий, деревья для ковчега также были посажены Ноем), хотя Всевышний мог спасти Ноя одним Своим словом или ускорить его работу чудесным образом.
Источник: Ной
Согласно еврейскому преданию, строительство ковчега заняло у Ноя 120 лет (по одной из версий, деревья для ковчега также были посажены Ноем), хотя Всевышний мог спасти Ноя одним Своим словом или ускорить его работу чудесным образом.
Источник: Ной
Согласно еврейскому преданию, строительство ковчега заняло у Ноя 120 лет (по одной из версий, деревья для ковчега также были посажены Ноем), хотя Всевышний мог спасти Ноя одним Своим словом или ускорить его работу чудесным образом.
Источник: Ной
Современники Ноя имели возможность наблюдать за его работой.
Источник: Ной
Когда его спрашивали, чем он занят, Ной объяснял, что Бог вынес приговор об уничтожении человечества, и если люди не одумаются, через 120 лет они будут уничтожены в водах потопа.
Источник: Ной
Тем не менее, все смеялись над Ноем, не придавая его словам никакого значения.
Источник: Ной
Когда строительство ковчега было завершено, Господь дал современникам Ноя последнюю возможность опомниться: «и лился на землю дождь» (Быт.7:12) и лишь через пять стихов: «И продолжалось на земле наводнение» (Быт.7:17).
Источник: Ной
«Благословен Ты, Всевышний, Владыка вселенной, не забывающий союз [с Ноем] и верный союзу Своему и выполняющий Свои обещания».
Источник: Ной
Семь законов потомков Ноя
Источник: Ной
Согласно представлениям иудаизма, Семь законов потомков Ноя считаются необходимым минимумом заповедей, возложенных Богом через Адама и Ноя на всё человечество.
Источник: Ной
Согласно представлениям иудаизма, Семь законов потомков Ноя считаются необходимым минимумом заповедей, возложенных Богом через Адама и Ноя на всё человечество.
Источник: Ной
Маймонид считает, что все народы мира обязаны принять законы потомков Ноя, и подтверждает, что всякий нееврей, соблюдающий эти законы, войдёт в царство небесное.
Источник: Ной
Спасённый от потопа Ной служит в христианстве прообразом нового человечества и тем самым предвещает Христа.
Источник: Ной
«…во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
Источник: Ной
Иоанн Дамаскин в своём сочинении «Точное изложение Православной веры» называет потоп первым крещением и считает, что «при Ное Бог омыл мировой грех», а сам потоп называет первым из пяти библейских „крещений“.
Источник: Ной
В христианской традиции Ной рассматривается, прежде всего, как прообраз человека, спасённого во Христе.
Источник: Ной
«Ковчег мог бы вместить всех — как всех может вместить Церковь — но никого нельзя была загнать силой, и в результате никого на борту и не оказалось, кроме Ноя и неотъемлемой от него семьи», отмечается толкователями, «ковчег — прообраз Церкви Христовой уже одним тем, что в нем спаслись немногие, спаслись по вере, а большинство не захотело спасения и свободно отказалось от него ради смерти в пучине греха».
Источник: Ной
Антоний Великий приводит историю Ноя и людей, не послушавшихся его предостережений и утонувших, несмотря на попытки ворваться в ковчег, как пример лености и непокорности.
Источник: Ной
Ориген в своих трудах видел в истории Ноя символическое изображение христианского миропонимания.
Источник: Ной
Ной у него выступает прообразом Иисуса Христа, а ковчег наполен символикой: этажи — структура церкви, а также небеса и ад; брёвна, из которых сделан ковчег, Ориген воспринимает как символ защиты тех, кто находится внутри церкви, а смола, соединяющая брёвна, понимается им как внутренняя и внешняя святость.
Источник: Ной
Иоанн Златоуст в своих беседах на Книгу Бытия посвятил 8 бесед рассмотрению истории Ноя и потопа.
Источник: Ной
Златоуст рассуждает о величии добродетелей Ноя среди прочего человечества и о причинах милосердия Бога к Ною и его ближним.
Источник: Ной
Златоуст рассуждает о величии добродетелей Ноя среди прочего человечества и о причинах милосердия Бога к Ною и его ближним.
Источник: Ной
Не то, чтобы сам Ной осудил [своих современников]; нет, осудил их Господь сравнением [их с Ноем], потому что они, имея все то же, что и праведник, не пошли по одному с ним пути добродетели.
Источник: Ной
Не то, чтобы сам Ной осудил [своих современников]; нет, осудил их Господь сравнением [их с Ноем], потому что они, имея все то же, что и праведник, не пошли по одному с ним пути добродетели.
Источник: Ной
Итак, Ной верою, которую показал, осудил этих людей, которые показали совершенное неверие: не поверили предсказанию [о потопе].
Источник: Ной
В своих «Беседах о диаволе» Златоуст также рассуждает о добродетелях Ноя.
Источник: Ной
При этом святитель особо акцентирует на значимости того, что Ной «соблюл добродетель среди того племени развращённого и грешного, когда не было пред ним примера добродетели, когда все увлекали его к пороку».
Источник: Ной
Также Златоуст пишет и об опьянении Ноя, отмечая, что Библия «одним словом даёт ему полное извинение».
Источник: Ной
Он считает, что фраза «Ной начал возделывать землю» (Быт.9:20) свидетельствует о том, что Ной «не знал ни того, сколько надлежало пить вина, ни того, как пить, — цельное, или смешанное с водою, ни того, когда пить, — тотчас ли после того, как оно будет выжато, или спустя некоторое время».
Источник: Ной
Он считает, что фраза «Ной начал возделывать землю» (Быт.9:20) свидетельствует о том, что Ной «не знал ни того, сколько надлежало пить вина, ни того, как пить, — цельное, или смешанное с водою, ни того, когда пить, — тотчас ли после того, как оно будет выжато, или спустя некоторое время».
Источник: Ной
Православная церковь относит Ноя к числу праотцев и совершает его память в «Неделю праотцев» во второе воскресение перед Рождеством Христовым.
Источник: Ной
В праздничном каноне Ною посвящена пятая песнь, в которой он называется праведником, сохранившим невредимым Божий закон и «во всех бо заповедех Божественных украшаемь явися, Христу благоугодив».
Источник: Ной
Изображения Ноя помещаются в самом верхнем — праотеческом чине иконостаса, представляющем ветхозаветную церковь, не знавшую законов Моисея.
Источник: Ной
В католицизме Ной почитается в числе десяти допотопных патриархов.
Источник: Ной
В католических церквях Ной изображается либо вместе с прочими патриархами, либо в сюжетах, посвящённых потопу.
Источник: Ной
Отдельного литургического почитания фигура Ноя не получила.
Источник: Ной
В западноевропейском изобразительном искусстве образ Ноя используется в следующих иконографических сюжетах:
Источник: Ной
• Рождение Ноя (редкий сюжет)
Источник: Ной
• Ной выпускает голубку, Высадка из ковчега
Источник: Ной
• Опьянение Ноя
Источник: Ной
• Ной проклинает Хама (и Ханаана — сына Хама)
Источник: Ной
• Смерть Ноя (редкий сюжет)
Источник: Ной
• Потомство Ноя (редкий сюжет)
Источник: Ной
Как и большинство ветхозаветных сюжетов, по сравнению с иллюстрациями Нового Завета, история Ноя не пользовалась слишком большой популярностью, и произведений искусства можно найти не так уж и много.
Источник: Ной
Наиболее известными изображениями Ноя стали фрески Микеланджело на сюжеты из его жизни, входящие в цикл росписей Сикстинской капеллы.
Источник: Ной
Микеланджело были созданы три масштабные фрески: «Потоп», «Жертвоприношение Ноя» и «Опьянение Ноя».
Источник: Ной
Микеланджело были созданы три масштабные фрески: «Потоп», «Жертвоприношение Ноя» и «Опьянение Ноя».
Источник: Ной
До Микеланджело к теме Ноя в итальянском искусстве обращались такие мастера, как Уччелло и Беноццо Гоццоли (эти фрески в плохой сохранности), Рафаэль в своих станцах, а в скульптуре — Лоренцо Гиберти и Андреа Пизано.
Источник: Ной
В православном искусстве фигура Ноя, как правило, изображается в числе других праотцев и легко узнается по модели ковчега в его руках.
Источник: Ной
В отечественном искусстве самым запоминающимся подобным образом Ноя является фреска Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине, XIV век.
Источник: Ной
Повествовательных изображений истории Ноя в православном искусстве практически нет.
Источник: Ной
Из сохранившихся средневековых памятников Западной Европы представление о возможно существовавших в Византии изображениях подобного рода дают мозаичные циклы с историей Ноя, созданные местными мастерами под влиянием византийской школы: собор Монреале и Палатинская капелла (Сицилия) и базилика Святого Марка (Венеция).
Источник: Ной
• В русской фольклорной традиции имеются так называемые духовные стихи о потопе и Ное, например см. «Голубиная книга»
Источник: Ной
Трагедия «Ной, или гибель первого мира»
Источник: Ной
• Андре Обэ, пьеса «Ной».
Источник: Ной
Идеалисту Ною противопоставляется циник Хам.
Источник: Ной
«Ной».
Источник: Ной
Ной — делец, занимающийся предпринимательством в условиях глобальной катастрофы.
Источник: Ной
«Новый Ной», «Перегруженный ковчег», «Ковчег на острове».
Источник: Ной
Всплеск дискуссий вызвали публикации саратовского профессора И. С. Ноя и его учеников, которые считали, что «независимо от среды человек может не стать ни преступником, ни героем, если родится с иной программой поведения».
Источник: Личность преступника
Троцкий, Ной Абрамович
Источник: Троцкий, Ной Абрамович
Ной Абрамович Троцкий (27 марта 1895 года, г. Санкт-Петербург, — 19 ноября 1940 года, г. Ленинград) — советский архитектор.
Источник: Троцкий, Ной Абрамович
Ной Троцкий строил и в других городах.
Источник: Троцкий, Ной Абрамович
Хам, сын Ноя, за излишнюю похотливость был окрашен Богом в чёрный цвет .
Источник: 14694 Конец чёрного бизнеса