Зеленым отмечены синонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены синонимы, отсутствующие в словаре.
Зеленым отмечены антонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены антонимы, отсутствующие в словаре.
Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа (ЛФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме (наряду с Московской фонологической школой (МФШ), представителями которой были Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский и другие учёные).
Источник: Петербургская фонологическая школа
В учении школы фонема рассматривается как обеспечивающая использование материальных явлений (движений артикуляционного аппарата и производимых им акустических эффектов) для образования значащих единиц языка.
Источник: Петербургская фонологическая школа
В лекции 1871 года «Некоторые общие замечания о языковедении и языке» И. А. Бодуэн де Куртенэ выделяет в составе учения о звуках, наряду с исторической частью, изучающей развитие звуковой стороны языка, две части: физиологическую и морфологическую, предметом которой является «роль звуков в механизме языка, их значение для чутья народа».
Источник: Петербургская фонологическая школа
Учение Л. В. Щербы о фонеме
Источник: Петербургская фонологическая школа
Впервые противопоставление фонемы и оттенка встречается у Л. В. Щербы в работе 1911 года «Court exposé de la prononciation russe», однако детально данное учение было развито автором в магистерской диссертации «Русские гласные в количественном и качественном отношении», вышедшей в свет в 1912 году.
Источник: Петербургская фонологическая школа
Представитель МФШ А. А. Реформатский предложил рассматривать ряд фонологических концепций как попытки синтеза учений ЛФШ и МФШ.
Источник: Петербургская фонологическая школа
Согласно учению ЛФШ, различные звуки, представляющие одну фонему, должны встречаться в неодинаковых фонетических условиях, то есть находиться в дополнительной дистрибуции.
Источник: Петербургская фонологическая школа
Сходным образом высказывается об учении ЛФШ и В. М. Алпатов:
Источник: Петербургская фонологическая школа
Из автономности фонемы, согласно ЛФШ, вытекает и независимость определения фонемного состава слова от наличия минимальных пар; так, согласно Л. Р. Зиндеру, спорящему здесь с учением МФШ о гиперфонеме, определение первой фонемы как /g/ в русск. где является однозначным, несмотря на отсутствие в ряду однокоренных слов сильной позиции для данной звуковой единицы.
Источник: Петербургская фонологическая школа
Знакомство с учением ЛФШ входит в программу кафедры русского языка для студентов филологических факультетов государственных университетов «Русский язык и его история», составленную кафедрой русского языка филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Источник: Петербургская фонологическая школа
• Алпатов В. М. Л. В. Щерба // История лингвистических учений. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Языки славянской культуры, 2005. — С. 234—241. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 5-9551-0077-6
Источник: Петербургская фонологическая школа
• Зиндер Л. Р., Матусевич М. И. К истории учения о фонеме // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. — М.: Издательство АН СССР, 1953. — В. 1. — Т. XII. — С. 62—75.
Источник: Петербургская фонологическая школа
Экзотические учения, а также совершенно секретные знания, доступные прежде лишь пещерным монахам и основателю общей семантики Альфреду Коржибскому, мощным потоком хлынули в западную цивилизацию.
Источник: 14270 Самый глобальный заговор
К этому времени РАУ успел получить техническое образование, неизлечимо заболеть скептицизмом и сделать общую семантику настольным учением.
Источник: 14270 Самый глобальный заговор
В этом смысле и «Код», и «Символ» напоминают творения орденоносно-винтажных членов Совписа, которым позволялось выступать с умеренной критикой отдельных номенклатурных демонов, но начальники в целом изображались истинными ангелами, даже богами из машины, и учение Брауна всесильно, потому что оно — и нашим и вашим.
Источник: 21716 Дэн Браун: код как символ
Интерес к инструменту прежде всего был связан с индийским учением о рагах — музыкальных ладах , которые вызывают в определённых условиях психоделическое действие .
Источник: 17152 Аборигенский рок. Часть I. Истоки
Сначала свержение ненавистного « коммунистического режима » Наджибуллы ( на деле — светской антиклерикальной власти , отказавшейся от « бессмертного учения » еще накануне распада СССР ) , затем перманентная война победителей , потом « Талибан » , показавшийся возвратом в светлое средневековое прошлое .
Источник: 03503 Афганские уроки
Инцидент произошел на полигоне во время учений.
Источник: Трагический инцидент в Грузии
Как будто ГУЛАГ был придуман специально для его личной дотошной энциклопедии и прочих « учений » .
Источник: 13347 Александр Исаевич, человек-архипелаг
Войска проводили учения на картах, только на картах, флот был прикован к берегу, авиация – к аэродрому.
Источник: Ежегодное послание Президента Путина
Проведены десятки полевых учений, дальних морских походов.
Источник: Ежегодное послание Президента Путина
КНДР может в любое необходимое время использовать свои «мощные ядерные силы сдерживания» в ответ на серию предстоящих в июле-августе совместных военно-морских учений США и Южной Кореи.
Источник: 18743 КНДР угрожает США
При этом в Пхеньяне считают эти учения «второй военной провокацией против КНДР со стороны Вашингтона и Сеула».
Источник: 18743 КНДР угрожает США
ХАМАС сорвал учения
Источник: ХАМАС сорвал учения
Как сообщает Jerusalem Post, Турция отменила запланированные на эту неделю совместные учения ВВС, в которых должна была принимать участие израильская авиация.
Источник: ХАМАС сорвал учения
В Минобороны Турции сообщили, что Анкара уведомила об отмене учений «Антолийский орёл», в которых должны были принимать участие ВВС Турции, Израиля, Италии и США, по причине того, что Израиль планирует новую наступательную операцию против ХАМАС в секторе Газа.
Источник: ХАМАС сорвал учения
Читает лекцию с некоторым пафосом, и надо отдать ему справедливость, читает совсем не по-футуристически, т. е. избегает уж очень резких выражений по адресу аудитории, еще не отрешившейся, по учению футуризма, от «рабства и хамства самого себя». <…>
Источник: 0015692 Тюмень и тюменщики
Учения проходили с 17 по 19 июня в учебном центре «Бужум» на юге Кыргызстана.
Источник: Кыргызстан и Таджикистан провели совместные военные маневры
В ходе учений военные подразделения двух стран отрабатывали планирование войсковой операции по локализации и уничтожению незаконных вооруженных формирований.
Источник: Кыргызстан и Таджикистан провели совместные военные маневры
Утром ученье, манеж; обед у полкового командира или в жидовском трактире; вечером пунш и карты.
Источник: Выстрел
Вторая — стремление Еревана поддерживать ровные отношения с НАТО и с США, не отказываясь от учений альянса.
Источник: 05661 Визит на визит в ответ
Тяжело в учении, легко в бою.
Источник: 15830 Fucking мораль
«Тяжело в учении, легко в бою» (в оригинале If You Liked School You'll Love Work) заявлен как сборник рассказов, хотя первые четыре вошедших в книгу текста вполне могут считаться короткими повестями, а последний — небольшим романом.
Источник: 15830 Fucking мораль
В переведённом мною «Тяжело в учении…» герой — на первый взгляд отъявленный циник, которого не интересует ничего, кроме женщин, — «вдруг» ломается, когда узнаёт о похищении своей дочери-подростка.
Источник: 15830 Fucking мораль
Можно сказать, что это событие породило начало современной цивилизации на Земле, поскольку дальнейшие главные цивилизационные процессы проходили под влиянием и при непосредственном участии христианского учения.
Источник: Россия празднует Рождество Пресвятой Богородицы
Последние проведенные учения <Восток-2010>, по мнению аналитиков и специалистов, признаны игрой потешных полков и стрельбой из пушки пареной репой.
Источник: Россиянин оспорил передачу островов Россией Китаю
В 2009 году армия Китая НОАК провела крупнейшие военные учения «Куюаэ-2009».
Источник: Россиянин оспорил передачу островов Россией Китаю
Учения проводились на территории четырёх из семи военных округов Китая, все четыре округа по своему климату, физико-географическому характеру местности и военной ориентации очень и очень схожи с Казахстаном, Россией и Монголией.
Источник: Россиянин оспорил передачу островов Россией Китаю
Китайская армия на учениях отрабатывала наступательные маневры, а не задачи обороны.
Источник: Россиянин оспорил передачу островов Россией Китаю
История учения о личности преступника
Источник: Личность преступника
Современное криминологическое учение о личности преступника является диалектическим итогом борьбы и взаимопроникновения этих течений.
Источник: Личность преступника
В «Воскресении» Л. Н. Толстого утверждается, что главной причиной преступности являются попытки институционализировать наказание, суд одних людей над другими (в нём критикуются и конкретные психологические учения и теории); что надо «прощать всегда, всех, бесконечное число раз прощать, потому что нет таких людей, которые сами не были виновны и потому могли бы наказывать или исправлять» (см. последнюю главу).
Источник: Личность преступника
В период Средних веков (вплоть до XV века) уголовно-правовые учения находились в полной зависимости от церкви.
Источник: Личность преступника
Велико было влияние римского права и философских учений античности, однако указывается, что учёные этого периода не стремились создавать новые теории, ставя перед собой лишь узкопрактические цели.
Источник: Личность преступника
В XVIII веке учения о преступлении и наказании начинают достаточно активно развиваться, именно в этот период закладываются основы классической уголовно-правовой теории.
Источник: Личность преступника
Первые позитивистские школы искали связь между особенностями внешности человека и склонностью к преступному поведению (в некотором роде являясь последователями демонологических учений, в которых физические уродства считались своего рода «печатью зла», лежащей на человеке).
Источник: Личность преступника
Физиогномика и френология стали предшественницами криминальной антропологии, учения, которое часто связывается с работами итальянского криминолога Чезаре Ломброзо и его учеников.
Источник: Личность преступника
Развитие общественных наук и наук о природе в XX веке не могло не повлиять на развитие учений о преступной личности.
Источник: Личность преступника
Большинство советских криминологических учений основывалось на двух постулатах:
Источник: Личность преступника
Перечисленные выше теории представляют собой лишь вершину айсберга, основные группы учений о природе преступной личности.
Источник: Личность преступника
Аргентина выражает протест против военных учений проводимых Англией
Источник: Аргентина выражает протест против военных учений проводимых Англией
Аргентина выразила ООН свой протест против военных учений, проводимых Англией на Мальвинских (Фолклендских) островах.
Источник: Аргентина выражает протест против военных учений проводимых Англией
Дипломатическая проблема возникла из за осуществления запуска ракет с Мальвинских островов в ходе военных учений Англии и выражением президента Аргентины Кристины Кирчнер о действиях английской стороны как «пиратских».
Источник: Аргентина выражает протест против военных учений проводимых Англией
Правительство Аргентины назвало эти военные учения Англии на спорных территориях, которые будут проходить с сегодняшнего дня и до 22 октября, «новой провокацией».
Источник: Аргентина выражает протест против военных учений проводимых Англией
В частности, Англия не имеет права в одностороннем порядке выдавать разрешение на ловлю рыбы, не может производить поиск и добычу минералов и нефти, а также сторонам запрещается производить военные учения с запуском ракет, в районе конфликта.
Источник: Аргентина выражает протест против военных учений проводимых Англией
Российско-украинские отношения переживают сейчас не лучшие времена, а в июне Москва и Киев и вовсе вступили в открытый конфликт из-за учений Sea Breeze 2011 и захода в Чёрное море для участия в них американского ракетного крейсера Monterey, оснащённого зенитно-ракетным комплексом Aegis.
Источник: 24287 Москва и Киев вернулись к напряжённым отношениям
Благодаря этим доказательствам основы эволюционного учения получили признание в научном сообществе, а ведущей системой представлений о процессах видообразования стала синтетическая теория эволюции.
Источник: Доказательства эволюции
Если ничего подобного среди современных видов обнаружить не удаётся, то тем самым опровергаются основы эволюционного учения, то есть это пример фальсифицируемости эволюционного учения.
Источник: Доказательства эволюции
Если ничего подобного среди современных видов обнаружить не удаётся, то тем самым опровергаются основы эволюционного учения, то есть это пример фальсифицируемости эволюционного учения.
Источник: Доказательства эволюции
Чтобы опровергнуть эволюционное учение, потребовалось бы предъявить скелет, не соответствующий филогенетическому дереву или не укладывающийся в хронологическую последовательность.
Источник: Доказательства эволюции
Рудименты также можно определить независимо от эволюционного учения как структуры, редуцированные и обладающие меньшими возможностями по сравнению с соответствующими структурами в других организмах.
Источник: Доказательства эволюции
Новые знания, полученные с тех пор, могли бы однозначно опровергнуть эволюционное учение, если бы оно было ложно.
Источник: Доказательства эволюции
• Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение: Учеб. для биол. спец. вузов — М.: Высшая школа, 2006. — 310 с. — ISBN 5-06-004584-6.
Источник: Доказательства эволюции
Котолическое евангелие — канонический текст, признаваемый котоликами основой их учения, непогрешимой истиной, обязательной к исполнению всеми праведными котами.
Источник: Котолическое евангелие
В соответствии с уставом указанная религиозная организация может осуществлять публичное проповедование вайшнавского учения (сознание Кришны), изложенного в книгах А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Источник: Решение Ленинского районного суда г. Томска по делу «Бхагавад-гиты как она есть»
Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений.
Источник: Решение Ленинского районного суда г. Томска по делу «Бхагавад-гиты как она есть»
Из пункта 1.2. Устава религиозной организации следует, что по вероисповедальной принадлежности общество относится к учению вайшнавизма (сознание Кришны) и входит в структуру Центра обществ сознания Кришны в России (т.1, л.д. 97).
Источник: Решение Ленинского районного суда г. Томска по делу «Бхагавад-гиты как она есть»
В силу пункта 2.2. Устава в новой редакции основными формами деятельности Общества являются: перевод книг А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады на языки народов, проживающих на территории Российской Федерации, а также на иностранные языки; издание и распространение книг А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады; проповедь вайшнавского учения (сознания Кришны), изложенного в книгах А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, в том числе и через средства массовой информации.
Источник: Решение Ленинского районного суда г. Томска по делу «Бхагавад-гиты как она есть»
Из пункта 1.2. Устава МРО следует, что по вероисповедальной принадлежности общество относится к учению вайшнавизма (сознание Кришны) и входит в структуру Центра обществ сознания Кришны в России (т.1, л.д. 47).
Источник: Решение Ленинского районного суда г. Томска по делу «Бхагавад-гиты как она есть»
В соответствии с пунктом 2.1. Устава основными целями и задачами общества являются: систематическое распространение вайшнавского учения (сознание Кришны) в обществе и обучение людей методам духовной жизни для того, чтобы ликвидировать дисбаланс в системе ценностей и достичь подлинного единства во всем мире; распространение вайшнавского учения (сознание Кришны) таким, каким оно открывается в Бхагавад-гите, Шримад-Бхагаватам и Чайтанья-чаритамрите — основных священных писаниях вайшнавской традиции; обучение людей совместному воспеванию святых имен Верховной личности Бога Кришны (санкиртана), как это раскрывается в учении Шри Кришны Чайтаньи; объединение членов общества, чтобы обучать их простому и естественному образу жизни (т. 1, л.д. 47).
Источник: Решение Ленинского районного суда г. Томска по делу «Бхагавад-гиты как она есть»
В соответствии с пунктом 2.1. Устава основными целями и задачами общества являются: систематическое распространение вайшнавского учения (сознание Кришны) в обществе и обучение людей методам духовной жизни для того, чтобы ликвидировать дисбаланс в системе ценностей и достичь подлинного единства во всем мире; распространение вайшнавского учения (сознание Кришны) таким, каким оно открывается в Бхагавад-гите, Шримад-Бхагаватам и Чайтанья-чаритамрите — основных священных писаниях вайшнавской традиции; обучение людей совместному воспеванию святых имен Верховной личности Бога Кришны (санкиртана), как это раскрывается в учении Шри Кришны Чайтаньи; объединение членов общества, чтобы обучать их простому и естественному образу жизни (т. 1, л.д. 47).
Источник: Решение Ленинского районного суда г. Томска по делу «Бхагавад-гиты как она есть»
В соответствии с пунктом 2.1. Устава основными целями и задачами общества являются: систематическое распространение вайшнавского учения (сознание Кришны) в обществе и обучение людей методам духовной жизни для того, чтобы ликвидировать дисбаланс в системе ценностей и достичь подлинного единства во всем мире; распространение вайшнавского учения (сознание Кришны) таким, каким оно открывается в Бхагавад-гите, Шримад-Бхагаватам и Чайтанья-чаритамрите — основных священных писаниях вайшнавской традиции; обучение людей совместному воспеванию святых имен Верховной личности Бога Кришны (санкиртана), как это раскрывается в учении Шри Кришны Чайтаньи; объединение членов общества, чтобы обучать их простому и естественному образу жизни (т. 1, л.д. 47).
Источник: Решение Ленинского районного суда г. Томска по делу «Бхагавад-гиты как она есть»
Пропаганда исключительности вероучения, изложенного в книге «Бхагавад-гита как она есть» автора А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, не может рассматриваться как экстремистская деятельность, поскольку каждая религия стремится утвердить собственный абсолютный и всеобъемлющий характер и ложность других религиозных учений, что подтверждено в судебном заседании показаниями допрошенных экспертов и специалистов.
Источник: Решение Ленинского районного суда г. Томска по делу «Бхагавад-гиты как она есть»
Пользуется жрец полученными бусинами так же на свое усмотрение - либо отдает их вместе со своим учением и наставлениями свои прихожанам, либо посвящает полученные чипы духа своему Богу (кладет в чашу локации).
Источник: 4. Модель "Силы Духа" персонажа ("Чипы (бусины) Силы Духа")
Любое достижение в исследовании строения жидкостей и расплавов создаёт дополнительные возможности развития учения о строении стекла и наоборот.
Источник: Стекло
И хотя феминизм не является религиозным учением, его представители вторгаются в такие сферы общественных отношений как мораль, нормы приличия, отношения в семье, сексуальные отношения, в том числе нетрадиционные, которые исторически строились на основе религиозного мировоззрения.
Источник: Приговор Pussy Riot
Потом «беснующиеся» произвели переполох в церкви во время проповеди Савонаролы, не дав ему закончить речи, а 12 мая 1497 г. папа Александр VI, назвав учение Савонаролы «подозрительным», отлучил его от церкви.
Источник: Савонарола, Джироламо
Чтобы испытать справедливость учения Савонаролы, был назначен суд Божий — испытание огнем.
Источник: Савонарола, Джироламо
Учение Савонаролы было оправдано Павлом IV, а в XVII в. в его честь был учрежден один из обрядов во время таинства ведения католической службы.
Источник: Савонарола, Джироламо
В конце 1990 годов Мадонна стала ярой последовательницей Каббалы - еврейского мистического учения.
Источник: Мадонна
Поэтому, для того чтобы понять, что сделал Фридрих Энгельс для пролетариата, надо ясно усвоить себе значение учения и деятельности Маркса в развитии современного рабочего движения.
Источник: Фридрих Энгельс (Ленин)
В то время в немецкой философии господствовало учение Гегеля, и Энгельс сделался его последователем.
Источник: Фридрих Энгельс (Ленин)
Хотя сам Гегель был поклонником самодержавного прусского государства, на службе которого он состоял в качестве профессора Берлинского университета, — учение Гегеля было революционным.
Источник: Фридрих Энгельс (Ленин)
Учение шейхизма проповедует спасение души.
Источник: Шейхизм
Оно считалось очень хорошим – «передовым» было марксистско-ленинское учение, «передовики» были в большом почёте, и вообще всё передовое ценилось.
Источник: 1993289 Жывая Жызнь. Передовое
К концу IV века н. э. возникла потребность в едином и достоверном тексте латинской Библии, на котором западная церковь могла бы основывать своё учение.
Источник: Вульгата
И у Христовых «нравственных учений нет реальной исторической почвы», и они — «отвлечённая мораль, вне условий пространства и времени».
Источник: О китайцах, бурах, Льве Толстом и прочих недоумениях
Но вот вопрос: если бы Христос поступил таким образом, поверила ли бы, затем, вселенная в Его учение, отрицающее силу меча и царство от мира сего?
Источник: О китайцах, бурах, Льве Толстом и прочих недоумениях
Полемисты-церковники, ведущие против Толстого брань на почве догматического православия по крайней мере, этим лицемерием не грешат: прямо говорят — еретичествует Лев Толстой в том-то и том-то против учения господствующей Церкви, а потому и берегитесь его заблуждений, православные христиане!..
Источник: О китайцах, бурах, Льве Толстом и прочих недоумениях
В рассказе отразились впечатления от пребывания писателя у башкир, пересказ скифских преданий у Геродота (которого Толстой в то время читал в подлиннике) и увлечение учениями Христа и Будды.
Источник: Много ли человеку земли нужно
Вариант фонемы — в учении Московской фонологической школы (МФШ): обусловленная позицией модификация фонемы (т. е. её разновидность, выступающая в фонологической позиции, отличной от абсолютно сильной), совпадающая по артикуляторным и акустическим качествам с реализацией какой-либо иной фонемы (или нескольких фонем).
Источник: Вариант фонемы
В 1942-44 гг. вела оживлённую полемику с Анной Фрейд по поводу пересмотра ряда положений учения её отца, в особенности касающихся проявлений агрессии в детском возрасте.
Источник: Кляйн, Мелани
Причиной появления писем стала дискуссия между янсенистами и иезуитами о характере учения К. Янсения (в частности его сочинения Augustinus, slve doctrina Augustini de humanae nature sanitate, aegritudine, medicina, 1640).
Источник: Письма к провинциалу
Противостояние между иезуитами и янсенистами обострилось в 1655 году, когда известный своими симпатиями к учению Янсения пэр Франции герцог де Лианкур не получил отпущения от своего духовника.
Источник: Письма к провинциалу
По мнению доктора философских наук Николая Трофимчука, данному методу медитации отводится центральное место в учении Ошо.
Источник: Динамическая медитация (Ошо)
Казарменная жизнь, постоянная работа, уход за лошадью, гимнастика, ученье, занятия с «дядькой», эти четыре месяца после приезда в столицу — целая вечность!
Источник: Около барина
Основными итогами дискуссии являлись: «1) рассмотрение советских финансов как системы денежных отношений, связанных с действием закона стоимости; 2) такое расширение предмета учения о советских финансах, которое в той или иной мере включает в себя денежные отношения внутри (курсив наш. – Авт.) государственного производственного сектора и взаимоотношения государства и его производственного сектора с колхозно-кооперативным производственным сектором и с населением».
Источник: Советская теория финансов в контексте мировой финансовой науки
В работе В.П. Дьяченко «Общее учение о советских финансах», вышедшей в 1946 году, уже чувствуется влияние результатов дискуссии 1944 года, когда автор утверждает, что советские финансы «относятся в основном к сфере денежных отношений».
Источник: Советская теория финансов в контексте мировой финансовой науки
В настоящее время, при всём изобилии китаеведческой литературы, сколько мы можем судить, отсутствует целостное пособие, в котором бы излагался необходимый минимум сведений о конфуцианском учении, вписанных в контекст общественной эволюции Китая, а равно информация о ключевых персонах, внесших свой вклад в анналы конфуцианства.
Источник: Вместо предисловия
На протяжении тысячелетий это учение было системообразующим для китайской системы управления государством и обществом и в своей поздней модификации, известной под названием «неоконфуцианства», окончательно сформировало то, что принято именовать традиционной культурой Китая.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Конфуцианство фактически представляет собой совокупность учений и доктрин, которые изначально стали развитием древних мифологем и идеологем.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Учение последней стало официальной идеологией первой китайской империи Цинь (秦朝, 221 – 209 гг. до н.э.).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
В этот период произошли качественные изменения в развитии конфуцианства: учение разделилось на ортодоксальное (古文經學 «Школа канона древних знаков») и неортодоксальное (今文經學 «Школа канона современных знаков»).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Представители второго направления, возглавляемые «Конфуцием эпохи Хань» – Дун Чжун-шу (董仲舒 Dŏng Zhòngshū, 179 – 104 гг. до н.э.), настаивали на творческом подходе к древним учениям.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Дун Чжун-шу удалось, используя учения конкурирующих интеллектуальных школ, создать целостную доктрину, охватывающую все проявления природы и общества, и обосновать с её помощью теорию общественно-государственного устройства, которая была заложена Конфуцием и Мэн-цзы.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Учение Дун Чжун-шу в западном китаеведении именуется классическим конфуцианством.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Учение Конфуция в его интерпретации превратилось во всеобъемлющую мировоззренческую систему, поэтому стало официальной идеологией централизованного государства.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Однако не следует преувеличивать авторитета конфуцианского учения: теория государства тогда гораздо больше опиралась на даосские и легистские идеи.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Это потребовало и существенной модификации конфуцианского учения.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
В самом общем смысле значение этого термина – вся совокупность конфуцианских (или называющих себя таковыми) учений, созданных в Китае от средневековья до настоящего времени.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
1. 宋學 (sòngxué) – «Сунское учение».
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Этот термин сообщает, что данное учение возникло при династии Сун.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
В этом смысле неоконфуцианство противопоставлялось школе Дун Чжун-шу, которая также именовалась «Ханьским учением» (漢學).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
2. 程學 (chéngxué) – «Учение [братьев] Чэн».
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Иногда учение Чэн Хао именуется «Светлым Путём» 明道 (míngdào) в честь прозвища, которое он носил при жизни.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
3. 程朱學 (chéngzhūxué) – «Учение [братьев] Чэн [и] Чжу [Си]».
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Уточнение предыдущего термина служит указанием на самое конкретное значение «неоконфуцианства» как такового – учения братьев Чэн и величайшего систематизатора учения Конфуция, государственного деятеля, энциклопедиста, филолога, историка и текстолога Чжу Си (朱熹, 1130 – 1200).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Уточнение предыдущего термина служит указанием на самое конкретное значение «неоконфуцианства» как такового – учения братьев Чэн и величайшего систематизатора учения Конфуция, государственного деятеля, энциклопедиста, филолога, историка и текстолога Чжу Си (朱熹, 1130 – 1200).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Чжу Си обобщил труды всех своих предшественников и создал учение, которое нередко определяется как чжусианство (это калька с японского朱子学 Сюсигаку).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Главная особенность его учения – превращение этических норм человеческого общества в категории вселенского масштаба.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
4. 聖學 (shèngxué) – «Учение совершенномудрых», или «Учение о совершенномудрии».
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
4. 聖學 (shèngxué) – «Учение совершенномудрых», или «Учение о совершенномудрии».
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Этот термин использовал великий обновитель неоконфуцианства династии Мин (明, 1368 – 1644), государственный деятель и философ Ван Шоу-жэнь (王守仁; именуемый также Ван Ян-мин 王阳明, 1472 – 1529), чьё учение часто называют янминизмом.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Значение термина двойственно: во-первых, это учение древних совершенномудрых правителей, предназначенное для царствующего императора, который также может стать подобным древним владыкам (отсюда синоним 帝學 или 王之學); во-вторых, – учение, которое позволит любому человеку достигнуть уровня древних совершенномудрых.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Значение термина двойственно: во-первых, это учение древних совершенномудрых правителей, предназначенное для царствующего императора, который также может стать подобным древним владыкам (отсюда синоним 帝學 или 王之學); во-вторых, – учение, которое позволит любому человеку достигнуть уровня древних совершенномудрых.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
5. 實學 (shíxué) – «Учение о реальном».
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
6. 道學 (dàoxué) – «Учение [истинного] Пути» (не путать с даосизмом!).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
В узком смысле – это обозначение учения пяти великих неоконфуцианцев династии Сун: Чжоу Дунь-и (周敦頤, 1017 – 1073), Чжан Цзая (張載, 1020 – 1077), братьев Чэн и Чжу Си.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
7. 理學 (lǐxué) – «Учение о принципе».
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Это важнейшее обозначение нео-конфуцианства как философского учения, указывающее на его главную категорию – ли-принцип.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Используется также термин 性理學 (xìnglǐxué, «учение о человеческой природе и мире идей»).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
8. 心學 (xīnxué) – «Учение о сердце/разуме».
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
1.2. Оценки конфуцианства как учения
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Эта формулировка, кстати, способна объяснить живучесть конфуцианского учения.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Однако все конфуцианские доктрины половинчаты, ибо не содержат учения о Творце и, соответственно, творении мироздания.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Учение же «секты книжников» направлено на достижение общественного мира, порядка в государстве, благосостояния семьи и воспитание добродетельного человека.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Как видим, изучение традиционных китайских философских учений было необходимо миссионеру для практических надобностей, но при этом Риччи должен был рассуждать с позиций своих оппонентов.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Многие последующие исследователи, например, Н.И. Зоммер (чья работа целиком приводится в приложении), также указывали, что с точки зрения европейской науки и философии учения конфуцианцев являются чисто атеистическими или, по крайней мере, пантеистическими.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Он подчёркивал, что иероглиф 教 (jiāo) – «учение» в древнем обозначении конфуцианства не должен пониматься в том же значении, в каком он входит в современное слово 宗教 (zōngjiào) – «религия».
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Вопрос о религиозном наполнении конфуцианского учения, таким образом, остаётся открытым, хотя большинство китаеведов отвечают на него, скорее, отрицательно.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Конфуцианская традиция представлена обширным рядом первоисточников, которые позволяют реконструировать собственно учение, а также выявить способы функционирования традиции в различных формах жизни китайской цивилизации.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
1. 《大學》 (Dà Xué) – Да-сюэ, «Великое учение», «Высочайшая наука».
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
2. 《中庸》 (zhōngyōng) – Чжун юн, «Срединное и неизменное», «[Учение] о срединном и неизменном [Пути]».
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Для контраста следует привести упрощённые до предела основы конфуцианского учения, которые в период Позднего средневековья стали проповедоваться широким народным массам.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
7. Порицай и изгоняй посторонние учения, чтобы возвысить учение истинное (т.е. конфуцианство. – Д.М.).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
7. Порицай и изгоняй посторонние учения, чтобы возвысить учение истинное (т.е. конфуцианство. – Д.М.).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Основополагающую теоретическую разработку учения о гэ мин предложил Мэн-цзы, а в дальнейшем – Дун Чжун-шу.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. – М.: Наука, 1993.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. – М.: Наука, ГРВЛ, 1983.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
О христианских интепретациях учения Конфуция и неоконфуцианства на русском языке существует фундаментальная монография А.В. Ломанова.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Модуль 2. Основатели конфуцианского учения
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
2.1. Жизнь и учение Конфуция
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
В общем, жизнь Конфуция небогата событиями и почти лишена драматических внешних моментов, если не считать некоторых эпизодов, когда он пытался странствовать по царствам, проповедуя своё учение.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
В учении Конфуция можно выделить центральную идею, которая объединяет его в цельную систему – этой ключевой идеей является жэнь.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
И понять смысл этой категории мы сможем, только если обратимся к учению Конфуция о человеке и управлении обществом.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Мы уже неоднократно подчёркивали, что конфуцианское учение стремится к максимальной социализации личности, и потому важнейшая конфуцианская проблема – как правильно управлять обществом.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Таково было учение Конфуция.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
«”Кондратьевщина” – это вылупившееся из народничества, объединившееся затем со всеми буржуазными экономистами учение о капиталистически-фермерском развитии нашего сельского хозяйства.
Источник: Теория «длинных волн» Н.Д. Кондратьева
Это учение, базирующееся на мелкобуржуазном строе нашего сельского хозяйства, рождающем капитализм непрерывно, имеет объективные корни для своего существования, и в этом опасность его, ибо оно непосредственно вступает в борьбу с пролетарским марксистско-ленинским учением об иной генеральной линии развития сельского хозяйства СССР – линии на социалистическое его переустройство и уничтожение в конечном счёте классов».
Источник: Теория «длинных волн» Н.Д. Кондратьева
Это учение, базирующееся на мелкобуржуазном строе нашего сельского хозяйства, рождающем капитализм непрерывно, имеет объективные корни для своего существования, и в этом опасность его, ибо оно непосредственно вступает в борьбу с пролетарским марксистско-ленинским учением об иной генеральной линии развития сельского хозяйства СССР – линии на социалистическое его переустройство и уничтожение в конечном счёте классов».
Источник: Теория «длинных волн» Н.Д. Кондратьева
Поликлет и учение о пропорциях человеческого тела, о взаимном влиянии движения отдельных его частей на всю фигуру в целом.
Источник: История зарубежного искусства (программа МГУ)
Идеи революционного преобразования мира, увлечение анархизмом, социал-демократическими и коммунистическими учениями, участие в антифашистских и антивоенных движениях.
Источник: История зарубежного искусства (программа МГУ)
...И все же, несмотря на то, что учение об электромагнитном поле отошло от механицизма во взглядах на мир и подняло физическую теорию на новую ступень развития, в воззрениях ряда физиков на эфир, по-прежнему сохранились элементы механицизма» (60 стр. 23-24).
Источник: ХАРАКТЕРИСТИКА ЭФИРА
Если походной церкви не было, то приходилось отказаться от богослужений: священник путешествовал на нартах или пешком на лыжах; просто входил в дома или юрты, читал молитвы и рассказывал им основы христианского учения.
Источник: ГЛАВА 2. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: УСЛОВИЯ, МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ
Потом миссионер <...> говорит язычникам о Боге – Творце и Промыслителе мира, о первых людях и их блаженстве в раю, их грехопадении, об обетованном Спасителе мира, о том, как по исполнении времён действительно пришёл на землю сей Спаситель – Господь наш Иисус Христос, <...> что тех, кто принимают и исполняют это [христианское] учение, ожидает по смерти вечная жизнь с Богом, а люди неверующие, напротив, будут мучиться вместе с дьяволом.»
Источник: ГЛАВА 2. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: УСЛОВИЯ, МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ
Священник велел сжечь сосуды и произнёс проповедь о том, что почитание злых духов противно разуму, потому что злые духи не могут делать добра и это не согласуется с учением церкви.
Источник: Демонологические представления крещёных якутов
При этом именно Патриарх Кирилл (будучи митрополитом) выступил в качестве идеолога и разработчика документов, позволивших Церкви «идти в ногу со временем»: Основ социальной концепции Русской Православной Церкви и Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека.
Источник: Специфика и проблемы управления внутри русской православной церкви московского патриархата в 1990-20
Митрополит Иларион также прокомментировал закон об оскорблении чувств верующих, отметив, что "никто никому не должен запрещать свободу высказываний: если вам не нравится Церковь, ее учение или поведение отдельных членов, вы можете об этом говорить.
Источник: 38059 Митрополит Иларион призвал поклонников Сталина отрезвиться и съездить на Бутовский полигон
Как мы будем нести и доносить нашу веру, так мы и сможем свидетельствовать о присутствии Христа среди нас и об актуальности Его учения.
Источник: 37896 Католики отметят вторую годовщину интронизации Папы Франциска