Зеленым отмечены синонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены синонимы, отсутствующие в словаре.
Зеленым отмечены антонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены антонимы, отсутствующие в словаре.
Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа (ЛФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме (наряду с Московской фонологической школой (МФШ), представителями которой были Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский и другие учёные).
Источник: Петербургская фонологическая школа
Важное место в деятельности ЛФШ занимают изучение фонетики различных языков с целью выявления общих закономерностей использования материальных средств, исследование фонетики и фонологии спонтанной речи, в которой отсутствуют условия для реализации «идеального фонетического облика слова», а также прикладные аспекты исследования речи: анализ звуковых нарушений при афазиях, заикании и тугоухости, создание методик автоматического анализа и синтеза речи, исследование статистических характеристик звуковых единиц, необходимое для создания испытательных тестов в технике связи, разработка методики преподавания неродного языка, в том числе русского как иностранного.
Источник: Петербургская фонологическая школа
Представитель другой лингвистической школы — Пражского лингвистического кружка — Н. С. Трубецкой в книге «Основы фонологии», прежде чем дать определение фонемы как совокупности фонологически существенных признаков, высказывает соображение о том, что фонема является кратчайшей смыслоразличительной единицей, и при этом ссылается на определение фонемы как «кратчайшего общего фонетического представления, способного ассоциироваться со смысловыми представлениями и дифференцировать слова», данное Л. В. Щербой в «Русских гласных…».
Источник: Петербургская фонологическая школа
Фонология русского языка с точки зрения ЛФШ
Источник: Петербургская фонологическая школа
Подобный подход критикуется Реформатским как «гадание на кофейной гуще об артикуляционно-акустическом „сходстве“ звучаний», далёкое от фонологии и представляющее собой «испорченную добрую старую фонетику».
Источник: Петербургская фонологическая школа
Учебные пособия по фонетике и фонологии, авторами которых являются представители ЛФШ, входят в список рекомендуемой литературы к государственному экзамену для студентов отделения русского языка и литературы филологического факультета СПбГУ.
Источник: Петербургская фонологическая школа
• Зиндер Л. Р. [Рец. на кн.:] А. А. Реформатский. Из истории отечественной фонологии. М., 1970 // Вопросы языкознания. — М.: 1972. — № 1. — С. 132—135.
Источник: Петербургская фонологическая школа
• Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии (очерк) // Из истории отечественной фонологии: Очерк. Хрестоматия. — М.: Наука, 1970. — С. 7—120. — 5600 экз.
Источник: Петербургская фонологическая школа
• Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии (очерк) // Из истории отечественной фонологии: Очерк. Хрестоматия. — М.: Наука, 1970. — С. 7—120. — 5600 экз.
Источник: Петербургская фонологическая школа
Я думаю, что могу сегодня утверждать с полной уверенностью: фонология значительно выше музыки.
Источник: Что есть Я?