Зеленым отмечены синонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены синонимы, отсутствующие в словаре.
Зеленым отмечены антонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены антонимы, отсутствующие в словаре.
В 1989 году Сергей Николаев первым из якутов достиг звания мастера спорта международного класса.
Источник: В Москве молодые расисты убивают шахматиста
Будучи в основном кочевыми скотоводами (на севере пасли оленей; южнее – коров и лошадей), якуты не жили большими сёлами.
Источник: ГЛАВА 2. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: УСЛОВИЯ, МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ
Хитров пишет о том, что жития святых, якуты напротив слушали очень внимательно и запоминали хорошо, зато по много раз приходилось показывать даже крестное знамение или разъяснять, в какие моменты богослужения необходимо совершать поклоны.
Источник: ГЛАВА 2. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: УСЛОВИЯ, МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ
В 70-е годы XVIII века началась самая активная фаза крещения якутов.
Источник: ГЛАВА 2. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: УСЛОВИЯ, МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ
Поэтому якут оставался якутом только до крещения.
Источник: ГЛАВА 2. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: УСЛОВИЯ, МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ
Поэтому якут оставался якутом только до крещения.
Источник: ГЛАВА 2. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: УСЛОВИЯ, МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ
Другие миссионеры тоже писали о том, что часто для якутов был важен пример начальства или шаманов – если они крестились за ними следовали очень многие.
Источник: ГЛАВА 2. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: УСЛОВИЯ, МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ
. Устройство быта новокрещёных якутов
Источник: ГЛАВА 2. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: УСЛОВИЯ, МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ
Не смотря на то, что формально задача христианизации якутов была завершена уже к 30-м годам XIX века, в обычаях и религиозных представлениях якутских христиан сохранились многочисленные черты прошлых, политеистических верований.
Источник: ГЛАВА 3. БЫТ И ВЕРОВАНИЯ НОВОКРЕЩЁНЫХ.
При этом, Фердинанд фон Врангель и другие путешественники писали о том, что «хотя почти все Якуты крещены, <...> но только весьма немногие из них , и то жившие долго между русскими, имеют некоторые основные понятия о христианской вере; потому они всё ещё крепко придерживаются шаманов и множества суеверных обрядов языческих».
Источник: ГЛАВА 3. БЫТ И ВЕРОВАНИЯ НОВОКРЕЩЁНЫХ.
. Христианские таинства в жизни крещёных якутов
Источник: Христианские таинства в жизни крещёных якутов
В целом, к таинствам якуты относились достаточно равнодушно:
Источник: Христианские таинства в жизни крещёных якутов
Причины и особенности принятия крещения якутами были рассмотрены в прошлой главе, так что здесь мы лишь кратко остановимся на их отношении к этому таинству.
Источник: Христианские таинства в жизни крещёных якутов
Крестились якуты не всегда охотно, только если представлялась удачная возможность «младенцев для крещения здесь представляют полугодовых, годовых и старше».
Источник: Христианские таинства в жизни крещёных якутов
Епископ Иннокентий Нерунович, побывав в Якутске, писал о том, что многие якуты отказывались исповедоваться, а священники всё равно записывали их в реестр как исповедавшихся – обычно за мзду.
Источник: Христианские таинства в жизни крещёных якутов
Среди якутов, к которым приезжал Дмитрий Хитров, многие считали, что тот, кто получит причастие лично из его рук, будет жить долго и будет здоров, а причастие от их местного священника никакой подобной силы не имеет.
Источник: Христианские таинства в жизни крещёных якутов
Живший в сибирской ссылке Василий Федорович Трощанский, описывая брачные отношения Якутов, рассказывал о том, что к церковному венчанию они совершенно равнодушны и относятся к нему как к формальному действию, которое происходит «когда придётся и совершенно незаметно» а все традиционные брачные обряды и праздничные пиршества совершаются во время переезда невесты в дом жениха.
Источник: Христианские таинства в жизни крещёных якутов
. Христианские ритуалы в жизни крещёных якутов
Источник: Христианские ритуалы в жизни крещёных якутов
Есть свидетельства о том, что якуты часто считали иконы отдельными божествами, наравне со святыми и с божествами шаманистов.
Источник: Христианские ритуалы в жизни крещёных якутов
«Меня поразила вера якутов во Христа.
Источник: Христианские ритуалы в жизни крещёных якутов
Во всех главных моментах своей жизни якут звал священника и просил его молитвы…»
Источник: Христианские ритуалы в жизни крещёных якутов
Многие якуты совершенно не знали праздников и жили по лунному календарю.
Источник: Христианские ритуалы в жизни крещёных якутов
. Демонологические представления крещёных якутов
Источник: Демонологические представления крещёных якутов
Якуты сохранили представления о существовании различных духов, обитающих в разных предметах (топорах, оружии и т. п.), домах, деревьях, горах и озёрах.
Источник: Демонологические представления крещёных якутов
«Поднимается ли якут на горный хребет, спускается ли с него благополучно, проедет ли какой-либо овраг, – значит духи помогли ему, и поэтому надобно задобрить их».
Источник: Демонологические представления крещёных якутов
Этот обычай не только сохранялся у крещёных якутов, но иногда перенимался даже русскими купцами и путешественниками.
Источник: Демонологические представления крещёных якутов
Дмитрий Хитров видел в доме одного крещёного якута странные сосуды, развешанные вокруг камина.
Источник: Демонологические представления крещёных якутов
Когда он всё-таки распросил якутов, то оказалось, что по их мнению водяной хотел помешать священнику освятить воду в озере.
Источник: Демонологические представления крещёных якутов
В древних якутских верованиях существовал запрет на изображения животных на украшениях или предметах быта – якуты опасались, что дух животного может вселиться в своё изображение.
Источник: Демонологические представления крещёных якутов