Зеленым отмечены синонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены синонимы, отсутствующие в словаре.
Зеленым отмечены антонимы, присутствующие в словаре. Красным отмечены антонимы, отсутствующие в словаре.
Создателям бандитских сериалов хочется напомнить текст, вошедший в сборник канонических текстов с высказываниями Конфуция и о Конфуции.
Источник: Искусство и творчество: причинные и энерго-информационные аспекты воздействия на человека
Создателям бандитских сериалов хочется напомнить текст, вошедший в сборник канонических текстов с высказываниями Конфуция и о Конфуции.
Источник: Искусство и творчество: причинные и энерго-информационные аспекты воздействия на человека
Один из учеников Конфуция был отправлен в соседний город и опоздал к закрытию городских ворот.
Источник: Искусство и творчество: причинные и энерго-информационные аспекты воздействия на человека
Конфуций жил в 5-ом веке до Новой эры.
Источник: Искусство и творчество: причинные и энерго-информационные аспекты воздействия на человека
Я с грустью думаю, что дедушка Крылов, — недаром же Белинский звал его Конфуцием нашей литературы! — окажется прав и для нашего времени.
Источник: О китайцах, бурах, Льве Толстом и прочих недоумениях
Тем не менее, выделение конфуцианства в качестве самостоятельной идеологической системы и соответствующей школы связывается с деятельностью конкретного человека, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали множество направлений, в III в. до н.э. их было, вероятно, около десяти.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Представители первого утверждали незыблемость авторитета Конфуция и его учеников, абсолютную значимость их идей и непреложность заветов, отрицали любые попытки ревизии наследия Учителя.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Представители второго направления, возглавляемые «Конфуцием эпохи Хань» – Дун Чжун-шу (董仲舒 Dŏng Zhòngshū, 179 – 104 гг. до н.э.), настаивали на творческом подходе к древним учениям.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Дун Чжун-шу удалось, используя учения конкурирующих интеллектуальных школ, создать целостную доктрину, охватывающую все проявления природы и общества, и обосновать с её помощью теорию общественно-государственного устройства, которая была заложена Конфуцием и Мэн-цзы.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Учение Конфуция в его интерпретации превратилось во всеобъемлющую мировоззренческую систему, поэтому стало официальной идеологией централизованного государства.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Это повлекло за собой складывание конфуцианского канона: унификацию древних текстов, составление списка канонических книг, которые использовались в системе экзаменов, и создание культа Конфуция с оформлением соответствующих церемоний.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Первый храм Конфуция был воздвигнут в VI в., а наиболее почитаемый был сооружён в 1017 г. на месте рождения Учителя.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Канонический образ Конфуция – густобородого старца, – сложился ещё позднее.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Уточнение предыдущего термина служит указанием на самое конкретное значение «неоконфуцианства» как такового – учения братьев Чэн и величайшего систематизатора учения Конфуция, государственного деятеля, энциклопедиста, филолога, историка и текстолога Чжу Си (朱熹, 1130 – 1200).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Чжу Си опирался непосредственно на тексты Конфуция и его учеников, но обратил внимание на менее развитые в древности проблемы космологии, теории познания и психологии.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Это – выражение претензии конфуцианцев на обладание знанием о пути к истине (Конфуций часто говорил о «передаче истинного Дао» 道統).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Кан Ю-вэя часто называют предтечей современного неоконфуцианства, однако современные мыслители признают первенство за Фэн Ю-ланем, «современным Конфуцием».
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
При этом возникала парадоксальная ситуация: исследователи жёстко разделяли классическое конфуцианство Конфуция и Мэн-цзы, которое занималось делами подлунного мира, и философское неоконфуцианство, которое рассматривало проблемы вселенского масштаба.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Конфуцианцы не приписывали Конфуцию никаких сверхъестественных свойств, он не творил чудес, не проповедовал веры в царство не от мира сего, или рай, не призывал почитать какое-либо божество и не имел боговдохновенных книг.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Для эпохи Просвещения Конфуций был одним из идеологических ориентиров, а конфуцианство— источником прогресса философии.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
В I в. до н.э. ситуация резко изменилась, ибо конкурирующая школа канона древних знаков (古文經學 gǔwén jīngxué) заявила, что аутентичными являются тексты, написанные древними знаками, которые якобы обнаружены при реставрации дома Конфуция замурованными в стене (壁經 bìjīng, «Каноны из стены»).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
На канонизации этих текстов настаивал Кун Ань-го (孔安國), потомок Конфуция, но получил отказ.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Школа канонов древних знаков числила своим основателем не Конфуция, а основателя династии Чжоу – Чжоу-гуна (周公).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Считалось, что Конфуций был историком и учителем, который добросовестно передавал древнюю традицию, не добавляя от себя ничего.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Традиционно автором канона назывался Конфуций, который якобы отобрал 305 произведений из трёх с лишним тысяч, но с XIX в. считается, что он лишь радикально отредактировал канон, перестроил структуру памятника, а также, возможно, выправил его музыкальное оформление с тем, чтобы использовать в качестве учебного пособия.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Погóдная хроника родины Конфуция – древнекитайского царства Лу (魯lǔ), охватывает события 722 – 481 гг. до н.э.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Уже Мэн-цзы называл автором Чунь цю Конфуция, позднее события летописи были искусственно доведены до 479 г. до н.э. – года кончины Учителя.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Сборник высказываний Конфуция и его учеников.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Считается записью поучений Конфуция, адресованных его ученику Цзэн-цзы (曾子 zēngzǐ).
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
1. фундаментализм, т.е. утверждение фундаментальных постулатов Конфуция в их изначальной форме истин самоочевидных и не нуждающихся в апологии или реинтерпретации;
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Не имеет смысла повторять, что сам Конфуций всецело сосредотачивался именно на человеке и его месте в обществе, чуть ли не абсолютизируя данное положение.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
В Ли юни изложение ведётся от лица Конфуция, которому приписано описание двух состояний Поднебесной: 大同 (dàtóng) – идеальное и 小康 (xiăokāng) – приемлемое.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. – М.: Наука, 1993.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
О христианских интепретациях учения Конфуция и неоконфуцианства на русском языке существует фундаментальная монография А.В. Ломанова.
Источник: Модуль 1. Определение конфуцианства.
2.1. Жизнь и учение Конфуция
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Конфуций жил в период, называемый современными историками Чуньцю (春秋, 722 – 481 или 476 гг. до н.э.).
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Политической реальностью времён Конфуция была не Поднебесная и не Срединное государство, а удельное княжество 國, очень небольшое по размерам: лишь в крупнейших уделах насчитывалось несколько тысяч дворов.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Таким образом, задолго до Конфуция существовало представление о принципиальном тождестве семьи и государства, отсюда другой распространённый термин для обозначения государства – 國家 (guójiā), дословно: «государство-семья».
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Конфуций родился в 551 г. до н.э. в уделе Лу 魯 (lǔ) в знатной, но обедневшей семье родом из удела Сун (宋).
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Удел этот принадлежал потомкам основателей царствующей династии, что давало Конфуцию основание причислять себя к царствующему роду.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Отец умер, когда Конфуций был совсем мал, по каким-то причинам родственники не признали брак его родителей законным, и изгнали вдову с младенцем-сыном.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Детство Конфуция прошло в бедности и лишениях, но он упорно занимался самообразованием, и уже в пятнадцатилетнем возрасте твёрдо решил, что будет ученым.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Женившись в 19 лет, он поступил на государственную службу, однако человек такого происхождения, как Конфуций, мог бы продвинуться по службе только с помощью интриг и лести.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Прослужив на незначительном посту (то ли сборщика налогов, то ли смотрителя амбаров), Конфуций подал в отставку и занялся учёными изысканиями и преподаванием.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Парадоксально, но с точки зрения морали и системы ценностей своего времени Конфуций был неудачником!
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
В императорском Китае деятельность учёного и преподавателя была связана с известным общественным престижем, во времена Конфуция это был в лучшем случае наёмный специалист со статусом слуги.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Конфуций был, вероятно, первым человеком в Китае, который посвятил себя второстепенным в глазах современников занятиям.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Считается, что всего школу Конфуция окончило более 3 тысяч человек.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
В общем, жизнь Конфуция небогата событиями и почти лишена драматических внешних моментов, если не считать некоторых эпизодов, когда он пытался странствовать по царствам, проповедуя своё учение.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
В 479 г. до н.э. Конфуций скончался в своём доме, ставшим отныне величайшей святыней Китая.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
В учении Конфуция можно выделить центральную идею, которая объединяет его в цельную систему – этой ключевой идеей является жэнь.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Когда один из учеников, Фань Чи (樊遲) задал Конфуцию вопрос о смысле жэнь, тот ответил: «Это любовь к людям» (“樊遲問仁。子曰:愛人。”).
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Не учил Конфуций и любви к своим врагам.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Однако понимание Конфуцием «культуры» также чрезвычайно отличается от современного.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Для Конфуция понятия «культура» и «традиция» абсолютно неотделимы друг от друга.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Однажды Конфуций услышал, как некоего молодого человека назвали «прямым» за то, что он донес на своего отца, который украл барана, и он сказал:
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Интересно здесь то, что сам Конфуций вообще не упоминает, что такое – ли-правила, к которым, в конечном счёте, восходит и сыновняя почтительность сяо и прочее.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Конфуций чрезвычайно категоричен (Лунь юй, XII, 1):
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Ли – не изобретение Конфуция, он вообще заявлял:
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Здесь Конфуций радикально подошёл к проблеме закона.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Впрочем, Конфуций не был и ретроградом.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Возникает вопрос, если Конфуций не отрицал наличия и даже благотворности перемен, то каким образом можно отличить позитивный опыт от негативного?
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
И понять смысл этой категории мы сможем, только если обратимся к учению Конфуция о человеке и управлении обществом.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Термин цзюнь-цзы Конфуций позаимствовал из «Канона поэзии», где он имел значение «государев сын».
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Если вспомнить сентенцию Учителя, что он не привносит ничего нового, то оказывается, что новое всё-таки есть: Конфуций провозглашает, что истинное благородство зависит не от крови, а от нравственных качеств и культуры, и оттого потенциально доступно каждому.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Можно привести два известных высказывания Конфуция.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Конфуций имел в виду рекомендацию правителю придерживаться в отношениях строгих нормативных установок.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
У Конфуция, большое место уделявшего народу, последний, тем не менее, не включен в государственную структуру.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Ученик Конфуция Ю-цзы (有子) сказал: «Сыновняя почтительность и любовь к старшим братьям – это и есть корень человеколюбия» (“孝弟也者, 其為仁之本與!” Лунь юй, I, 2).
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Если же народ пренебрегает установленными правителем образцами и начинает самовольно нарушать ли, Конфуций рекомендует прибегнуть к «исправлению имён» (正名 zhèngmíng).
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Однажды князь Ци (齊) по имени Цзин-гун (景公) спросил Конфуция о сущности истинного правления, Учитель ответил:
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Конфуций сказал:
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Таким образом, Конфуций, несмотря на скромную роль, которую уготовило современное ему общество, явно полагал себя фигурой, по крайней мере, царского масштаба.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Конфуций говорил:
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
При этом Конфуций не стремился к государственной власти, ибо его идеалом был Чжоу-гун (周公) – регент и наставник при малолетнем Чэн-ване (成王, 1115 – 1079 гг. до н.э.), основатель удела Лу.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.
Таково было учение Конфуция.
Источник: Модуль 2. Основатели конфуцианского учения.